Сибирские огни, 1989, № 10
добный цвету наговиц, их шапки, рукава худые, их темный и лукавый взор и их гортанный разговор». Но вот что-то за шевелилось — «генерал со свитой проска кал», пронеслись «с гиком казаки». «Мю рид в черкеске» «кличет отважного на смертный бой» — но странное дело, поеди нок тоже не вызывает азарта; «Мы любо- валися на них без кровожадного волненья, как на трагический балет». Даже сам бой, жестокий и кровавый, описан без ненависти к врагу, как тот же трагический балет, только более страшный: Ура — и смолкло,— Вон кинжалы. В приклады! — и пошла резня. И два часа в струях потока Бой длился. Резались ж естоко. Как звери, молча, с грудью грудь. Ручей телами запрудили. Хотел воды я зачерпнуть... (И зной и битва утомили М еня), но мутная волна Была тепла, была красна. Представьте эту молчаливую резню — чем не «трагический балет»? А сравнение — «как звери»,— практически уравнивает обе стороны. Оттого и отсутствие «со жаления и печали» у автора по поводу погибших, и его философское, как мы ска зали бы — пацифистское — резюме о войне по сути не так уж и не неожиданное для нас: ...К азбек Сверкал главой остроконечной И с грустью тайной и сердечной Я думал: жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно, П од небом места много всем. Но беспрестанно и напрасно Один враж дует он — зачем? Строки ЭТИ красноречиво говорят о том, что, хотя Лермонтов и сражался отважно в бою, воевал он на Кавказе без особого желания, и уже во всяком случае не ощу щая никакой вражды к противнику, кото рого уважал за стойкость и мужество, с которыми он отстаивал свою свободу. И уж совсем великолепный штрих — разговор ав тора с воюющим на стороне русских че ченцем'. выявляющий бессмысленность че ловеческих потерь и многое другое... Галуб прервал мое мечтанье^ Ударив по плечу: он был Кунак мой: я его спросил, Как месту этому названье? Он отвечал мне: «Валерик, А перевесть на ваш язык. Так будет речка смерти; верно, Д ано старинными лю дьм и». — А сколько их дралось примерно Сегодня? — Тысяч до семи. — А много горцы потеряли? — Как знать? — зачем вы не считали! «Да! будет,— кто-то тут сказал.— Им в память этот день кровавый!» Чеченец посмотрел лукаво И головою покачал. ' Они входили в лермонтовский отряд «охот ников» . И символическое название речки, и лу кавое и многозначащее «головою покачал» чеченца, и этот обобщенно-округленный подсчет сражающихся, и невозможность сосчитать убитых создают весьма непри глядную картину войны, на которую забро сила Лермонтова судьба помимо его же лания. Во всяком случае потребности у него в ней не было. В стихотворении «Ва лерик» даже нет гордости от собственной стойкости и мужества, какого бы то ни было чувства «упоения в бою», какие в полной мере присутствуют в «Бородине». И это красноречивее всего говорит об от ношении Лермонтова к «кавказской вой не». Впрочем, и в других стихотворениях — «Завещание», «Сон»— никакого восхи щения ратной славой. Это скорее траги ческий реквием о раненых, мучающихся и умирающих бойцах, взоры которых обра щены к дому, к друзьям, к родителям, к женам и невестам. В этом тоже большая психологическая правда произведений Лермонтова-баталиста. Что же касается художественного со вершенства этих стихотворений, то они принадлежат к вершинам русской поэзии и могут служить образцом лермонтовского мастерства, что было отмечено еще совре менниками. Но разве только эти стихи восхищают нас? «Несокрушимая сила и мощь духа, смирение жалоб, елейное благо ухание молитвы, пламенное, бурное оду шевление, тихая грусть, кроткая задумчи вость, вопли гордого страдания, стоны от чаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современ ного общества, картины мировой жизни, хмельные обаяния жизни, укоры совести, утешительное раскаяние, рыдания страсти и тихие слезы, как звук за звуком, лью щиеся в полноте умеренного бурею жизни сердца, упоение любви, трепет разлуки, радость свидания, чувство матери, презре ние к прозе жизни, безумная жажда вос торгов, полнота упивающегося роскошью бытия духа, пламенная вера, мука душев ной пустоты, стон отвращающегося самого себя чувства замершей жизни, яд отри цания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающей силой рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невин ный младенец, буйная вакханка и чистая дева — все-все в поэзии Лермонтова; и не бо и земля, и рай и ад...» О Лермонтове есть много ученых трудов, они интересны, добросовестны, познаватель ны, в высшей степени полезны, но эти слова В. Г. Белинского о великом поэте, которого в ту пору таковым никто не счи тал, великим его провозгласил наш кри тик,— особенно дороги, они как признание в любви, в них вихрь эмоций, восторг со переживания, но и точность оценок, к ко торым мы прислушиваемся и сегодня.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2