Сибирские огни, 1989, № 10
первая острая боль от «измены» ушла, но осталось чувство благодарности и покло нения. За ее счастье и молит «матерь бо- жию» поэт: Я. матерь бож ия, ныне с молитвою П ред твоим образом , ярким сиянием. Н е о спасении, не перед битвою, Н е с благодарностью иль с покаянием. Н е за свою молю душ у пустынную, За душ у странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Окружи счастием душ у достойную; Д ай ей сопутников, полных внимания, М олодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования. Срок ли приблизится часу прощальному, В утро ли шумное, в ночь ли безгласную , Ты восприять пошли к лож у печальному Лучш его ангела душ у прекрасную. Как к романтической Тамаре посьллает поэт для спасения души «святого ангела», так и здесь он хотел бы, чтобы душа лю бимого человека была «восприята» «луч шим ангелом». Только Демона здесь нет и в помине. А где же бунтарский дух и с небом гордая вражда? Неужто «полное примирение»? Но ведь поэт в разные мо менты ставит перед собой разные задачи. Нельзя поэтому представлять музу Лер монтова только в трагически-траурном одеянии. Вспомним свидетельства мему аристов о том, что Лермонтов бывал и веселым, и шалуном и пр. Часто являлся он и тихо-задумчивым, сосредоточенным в себе. А каким он был наедине со своими думами? Наверное, и таким, как в этом стихотворении — просветленным и благо дарным. Не зря же Белинский писал об одной из его «Молитв»: «...из того же самого духа поэта, из ко торого вышли такие безотрадные, леденя щие сердце человеческие звуки, из того же самого духа вышла и эта молитвен ная, елейная мелодия надежды, примире ния и блаженства в жизни жизнию...» Кроме того, стихи Лермонтова при всей искренности чувства, предполагающей их глубоко «личныи» характер, конечно же, могут быть по-разному истолкованы. На пример, известное стихотворение «Благо дарность» (1840 г.) трактуется, как обра щение к богу: За все, за все тебя благодарю я: За тайные мучения страстей. За горечь слез, отраву поцелуя. За месть врагов и клевету друзей; За ж ар душ и, растраченный в пустыне. За все, чем я обманут в ж изни был... Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Н едолго я ещ е благодарил. Но мне кажется, что стихотворение ни чуть не теряет ни в своем чувстве, ни в масштабности, даже если считать, что оно обращено к женщине. Я слышу здесь ту же горечь обиды и отчаяние обманутого чувства, что и в юношеском стихотворении «Я не унижусь пред тобою»: Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку — Безум ец — лишний раз пожать! Не знав коварную измену, Тебе я душ у отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала — я тебя не знал! И как итог: «Иль женшин уважать можно, когда мне ангел изменил?» воз- Ка- кая разница—кто тебе «изменил», не оправдал твоих надежд: женщина, ангел или бог? Главное, что они не оценили чис тых и прекрасных порывов души поэта! Конечно, сразу бросается в глаза разни ца в выражении чувств: разрывающая горло сдержанность в первом случае и захлебывающееся возмущение во втором. Но главное, юность выдает себя вот в этих упреках, от которых не в силах удер жаться уязвленное самолюбие покинутого влюбленного: Как знать, быть м ож ет, те мгновенья. Что протекли у ног гвоих. Я отнимал у вдохновенья! А чем ты заменила их? Быть м ож ет, мыслиго небесной И силой духа убеж ден, Я дал бы миру дар чудесный, А мне за то бессм ертье он? Какой эгоизм, непростительная откровен ность, какие несправедливые упреки — разве можно требовать от возлюбленной такого самопожертвования? Но потому так и трогательно в своей детской незащищен ности это обманутое чувство, этот крик возмущения сквозь слезы! Нельзя сказать, что Лермонтов стал певцом любви. Эта тема сильно тревожила его, но, создав ряд шедевров в жанре лю бовной лирики, он остался по преимущест ву певцом гордого и свободного, независи мого духа. В самой любви лермонтовского героя, как в Демоне, заключено роковое ее отрицание! «Мне любить до могилы творцом суждено, но по воле того же творца все, что любит меня, то погибнуть должно иль, как я же, страдать до конца». Певцов счастливой, безоблачной любви, как и семейного счастья, этот мир не соз дал. И менее всего к этой роли подходил Лермонтов. Как и Пушкин, с его гениаль ной формулой: «...Я жить хочу, чтоб мыс лить и страдать», Лермонтов выразил свое понимание жизненного предназначения художника: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? Он хочет жить ценою муки, ценой томительных за бот. Он покупает неба звуки, он даром славы не берет». Все великие наши поэты своей жизнью подтвердили справедливость этих афористических строк. «ГДЕ ЛЮДИ ВОЛЬНЫ, КАК ОРЛЫ» Среди мотивов, вдохновляющих твор чество Лермонтова, один из важных — стремление к вольности или тоска по свободе. Собственно, это свойство типич ное для романтической поэзии. Но оно вполне соответствовало характеру самого поэта — его гордой и непримиримой нату ре, не способной унижаться, приспосабли ваться к сильным мира сего. Конечно, нельзя при этом представлять Лермонтова все время бунтующим и вступающим со всеми в конфликт — он был офицером и, естественно, вынужден был подчиняться определенным уставным отношениям. Хотя, надо признаться, постоянно их нарушая. И только покровительство умных старших офицеров, в особенности удаленных от двора, боевых кавказских начальников — Граббе, Галафеева, Головина, усиленно старавшихся продвинуть Лермонтова по службе, спасало его от тягот армейской жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2