Сибирские огни, 1989, № 10
порядков, но и его самого, оставляя за со бой лишь право публичной защиты'*. Несколько позже, в 1863 г., уже будучи начальником Тобольской губернии, А. И. Деспот-Зенович четко выразил свой взгляд на возможность социальных изменений в крае. По его мнению, «постоянная опека, отеческая заботливость администрации, же лание вести все и всех на помочах», явля ются главной причиной социальной апатии, избавить от которой может лишь «самоуп равление, самообразование и самоохране- ние» общества. «Нужно, чтобы целое поко ление привыкло жить иначе и воспитыва лось в новых условиях гражданского и эко номического положения,— пишет он гене рал-губернатору Западной Сибири А. И. Дюгамелю.— Индивидуальные усилия (по борьбе с пороками общества.— В. В.) по этому, не говоря уже о противодействии бюрократии и централизации, встречают не преоборимые препятствия в самом складе общественной жизни, окрепшем историче ски... Нужно изменить весь строй самой жизни — что недоступно одиночным усили ям и что может быть последствием созна ния если не всего, то, по крайней мере, большинства людей, составляющих само об щество.»® Последующие десятилетия, 80—90-е гг. XIX в., как раз и стали временем борьбы прогрессивных сил общества с социальной апатией, выявления внутренних резервов саморазвития. И если озарены эти годы крупными успехами экономики и культуры, в том числе и книжной, то обязаны они именно данному процессу. Не будем идеализировать социально-эко номическую и культурную ситуацию в Си бири второй половины XIX в., размах ее книжного созидания. Не будем отрицать отсталости этой колонии Российской импе рии, имевшей наименьшее количество книг на душу населения, тем более своих собст венных. Не рискнем утверждать, что все градоначальники были Деспот-Зеновичами, а все купцы и промышленники Сибиряковы- ми и Макушиными. И тем не менее важно увидеть грандиозный скачок в развитии книжного дела этих лет, понять его скры тые пружины — нацеленность всех слоев общества на культурное созидание, само стоятельность в постановке задач, личную инициативу, освобождение от застарелого феодально-самодержавного сознания, что все должно спускаться сверху. Трудно сопоставлять масштабы сегодняш него регионального книгоиздания с тем скромным книжным ручейком, который за родился во второй половине XIX в. Нам есть чем гордиться — Сибирь и Дальний Восток выпускают сегодня около 3 тыс. из даний в год более чем 20-миллионным тира жом. И это в сравнении с какими-то тремя стами ежегодными изданиями, выходящими к тому же чаще всего в количестве 300—400 экземпляров. И тем не менее возникает жгучая носталь гия по простоте нравов и обычаев наших не давних предков — интеллигентов XIX в., ко торые могли, заботясь о пользе края и оте чества, задумать интересную книгу, осуще ствить ее, заручиться материальной под держкой имущего мецената и напечатать в любой типографии — местной или цент ральной (и это при свирепствовавшей цар ской цензуре, слабости полиграфической ба зы, отсутствии бумаги). Нашим предкам и не снилось, какой частокол барьеров, инст рукций, догм можно нагромоздить на пути к читателю хорошей, нужной книги. Сколько можно изобрести способов для уничтоже ния инициативы, творческого книгописатель ского и книгоиздательского порыва! Вся сегодняшняя громоздкая книгоизда тельская (вернее, книгонепропускательская) система создавалась и совершенствовалась с благой целью — поставить заслон слабым, непрофессиональным работам, безудержно му стремлению авторов печататься. Но су ществуя надстроечно и чиновно, в отрыве от живого книжного творческого процесса, она стала препятствием на пути естествен ного развития книжного дела. Халтуре и не компетентности легче деформироваться, из гибаться в угоду инструкции, укладываться в прокрустово ложе дозволенного. Перед частоколом догм раньше отступит честный талант, искушенный в кропотливом труде, но не в искусстве внедрения в планы книж ных издательств и обхождения хитроумных ловушек ведомственного книгопроизводст- ва. От частокола запретительных сигналь ных огней больше всего страдают самобыт ные книги стыкового, междисциплинарного (чаще наиболее новаторского) плана, т. к. они не соответствуют профилю существую щих ученых советов, или целые отрасли знания, не принадлежащие никакому издаю щему ведомству. Крупные исследователь ские учреждения и учебные институты, об ладающие большим научным потенциалом и правом книгоиздательства, вынуждены укладываться в жанры тематического сбор ника научных трудов, тезисов докладов всесоюзных конференций, методической ре комендации, учебного пособия, а все, что выходит за указанные рамки, должно либо приспособиться, либо не осуществиться. Ес ли в обычной жизни можно все, что не за прещается законом, то в области книгоизда ния можно лишь то немногое, что разреше но. Реально ли развиваться, двигаться впе ред в рамках искусственно сконструирован ной кандальной системы? Современные книгоиздательские пробле мы и тупики выходят далеко за рамки си бирских, региональных. Однако и на мест ном поле достаточно очистительной работы. Успешное существование живого местного книжного дела немыслимо без раскрепоще ния творческой инициативы, самостоятель ности в решении региональных или краевых издательских проблем, предоставления боль ших прав самим творческим и научным под разделениям в решении судьбы той или иной рукописи. Все это начиналось, совершенствовалось и давало первые всходы еще во второй по ловине XIX в. Думается, что культурно исторический опыт прошлого важно про должить и сегодня. Другая черта сибирской книги второй поло вины прошлого столетия — синкретичность, нерасчлененность ее издательских форм. Если сегодня на наших книжных полках и в нашем сознании четко обособились науч ные, популярные, производственно-инструк тивные, справочные издания, то в период становления сибирской книги этого еще не было. Сибирскую книгу прошлого века лишь условно можно разделить на производствен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2