Сибирские огни, 1989, № 10

КРИТИЕ.А ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ К 2 0 0 -летию книгопечатания в Сибири Т. Н. СОБОЛЕВСКАЯ НАЧАЛОСЬ С КОРНИЛЬЕВЫХ... С егодняшняя волна интереса к исто­ рии не случайна. Перепутья пере­ стройки, атмосфера открытых дискус­ сий стимулируют пересмотр сложившихся взглядов на те или иные события, периоды, сюжеты отечественной истории. Но по-преж­ нему незыблем крепчайший стереотип исто­ рического сознания — восприятие минувше­ го через призму централизма. Словно повинуясь указке старых учебни­ ков, мы и в сегодняшнем вольнодумстве не спешим по-новому взглянуть на интерес­ нейшие события, происходившие в россий­ ской провинции, формировавшие ее соци­ альный и культурный уклад. В полной мере это горькое наблюдение относится и к исто­ рии отечественной культуры. Да, снова скрестились шпаги вокруг «Истории госу­ дарства Российского» Н. М. Карамзина, снова не молкнут споры о Новикове и Дер­ жавине... И опять в тени забвения пребы­ вают отдаленные пределы былой империи, где точно так же, как и за санкт-петербург­ скими заставами, медлительно и многотруд­ но всходило солнце русского Просвещения... ...Пятого апреля 1789 года в Тобольске была открыта типография Корнильевых, первый центр книгоиздания в Сибири. То­ больская типография не была единствен­ ной. В Иркутске печатный станок зарабо­ тал еще раньше — в 1785 г., но до начала XIX в. здесь печатались только служебные бумаги, поэтому считается, что сибирское книгоиздание началось именно с типографии Корнильевых. У тобольской типографии был ряд осо­ бенностей. Во-первых, это была типография «вольная», то есть принадлежащая частно­ му лицу. Кроме того, купец Корнильев на­ ряду с типографией владел и бумагодела­ тельной фабрикой, поэтому наши проблемы с лимитами на бумагу ему были неведомы. Тобольская типография Корнильевых — одна из самых плодовитых типографий то­ го времени. За 6 лет здесь было напечатано 3 журнала и 12 книг. Репертуар изданных книг крайне разнообразен — художествен­ ная литература, книги по сельскому хозяй­ ству, краеведению, медицине: переведенная с французского «аглинская» повесть «Учи­ лище любви», «Описание растений Россий­ ского государства» Палласа, «Словарь юридический» Ланганса, «Сельская эконо­ мия» Шукшина, лечебники Петерсона и другие. Но более всего тобольская типография примечательна своей периодикой. В сен­ тябре 1789 г. начал выходить первый си­ бирский журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену». Журнал выходил в течение почти двух с половиной лет — с небольшим перерывом до декабря 1791 г. Это был вто­ рой после ярославского «Уединенного поше­ хонца» провинциальный журнал того време­ ни. В начале XIX века калужская «Урания» подхватила эту тонкую и слабую ниточку — эстафету периферийных литературных журналов. Следуя традициям классицизма, его ос­ нователи превратили сибирскую реку в мифологический источник поэтического вдохновения. Но стихи и поэмы не занима­ ли весь журнал — в «Иртыше» значитель­ ное место отводилось и переводной прозе. Для первых работ исследователей харак­ терна достаточно низкая их оценка. Так, по мнению Н. М. Ядринцева, «Иртыш» был на­ полнен «псевдоклассическими подражания­ ми и риторическими стихотворениями». Как отмечает А. И. Дмитриев-Мамонов, тоболь­ ские журналы XVIII в. «были плохи даже для своего вре.мени, не очень требовательны в литературном отношении». Сейчас на место прежних упреков на отрыв от «сибирской почвы» или шараханья в другую крайность — выискивания сверх­ революционности в его публикациях — при­ ходит осознание необходимости более тща­ тельного изучения местных изданий. И оценки становятся не столь «лобовыми» и однозначными — были в «Иртыше» и смелые выступления против крепостного права, были и статьи нравоучительного характера. Наряду с сочинениями малозначительными переводились и такие, которые одновремен­ но или чуть позже появились в столичных журналах. То есть «Иртыш» шел в ногу с литературным движением своего времени.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2