Сибирские огни, 1989, № 10
А не было ли людей, прямо заинтересо ванных в том, чтобы В-в ходил в пала чах? И кто слухи эти специально поддер живал? Не исключено. Он фигура для оговора очень удобная. В скором време ни после размыва берега В-в умер, выго раживать себя не будет. Рассказать правду о могиле на яру, о том, кто был там расстрелян и кто рас стреливал, могли бы разве что те люди, которые когда-то работали в двухэтаж ном здании на улице Дзержинского. Ес ли бы захотели, конечно. Да и многих уже попросту нет в живых. А ведь и я, рассказывая о В-ве, словно бы боялся какой-то лжи... Понял это сей час. Если его признание — сущая правда, оно само по себе кое-чего стоит. Другие- то молчали, молчат и будут молчать. Об одном бывшем сотруднике НКВД далеко не геройского склада сказали так: «Даже не скользкий, а склизкий человек, когда берег обвалился — шесть запоров на дверь поставил». Если В-в сказал правду... то-то и оно, что сказал ее. По большому счету на это еще не ре шилась вся страна. Ладно, если уж выворачивать душу, то начинать надо с себя... Есть во всей этой темной истории одно совсем уж темное обстоятельство, о котором упомянуть сра зу язык не повернулся. Показалось — проще промолчать. В Колпашеве упорно поговаривают, что в могиле на яру встре чались и останки детей... Дико? Вот и я испытал что-то вроде шока, когда впервые услышал об этом. Уж какие там политические репрессии! При крываемая законом самая грязная уголов щина. Так суть дела, пожалуй, ясней'. Неужели такое может быть правдой? Этот вопрос задала в горкоме партии Ан тонина Ивановна Панова, заслуженная колпашевская учительница. Важный для нее вопрос. Всю жизнь учила детишек ис тории, награждена орденом Ленина. Да только той ли истории, настоящей? Ей ответили приблизительно так: «А вы сами видели? Нет? Не было там детей. Рас стрелянные — дезертиры. Ну, были среди дезертиров и остяки...» Остяки — это ко ренное нерусское население здешних мест, правильнее бы их называть селькупами. Остяки малорослы, именно поэтому горис- полкомовские товарищи постоянно упоми нали о них и в других случаях. Так что самый факт того, что в колпашевской мо гиле встречались останки, которые можно было принять за детские, высосанным из пальца никак не назовешь. ь Уж е после написания очерка летом 1987 г. в печати появились сведения о принятом весной 1935 г. законе, по которо.му к высшей мере нака- зания могли быть приговорены дети с двенадцати лет. Кто бы из историков потрудился добраться до документов, при каких обстоятельствах ВЦИК принял этот закон? Кто предложил этот пункт, кто возраж ал, чьи палаческие подписи под ним? В интервью «Литературной газете» Т. А буладзе упомянул об уничтожении по приказу Сталина многочисленного старинного рода — и без камуф ляж а лж еправосудием. Уничтожались дети? Зна чит, могло быть? Ну, а дальше, дальше-то как быть? Сказать по совести, страусовая филосо фия так разъела душу, что я сам рад лю бой зацепочке, лишь бы усомниться в этой мерзости. Да, я без особого труда нашел двух колпашевцев, которые видели могилу своими глазами и говорили о детских останках. Разыскать этих людей нетрудно, адреса сохранились. Один из них, когда коснулись существующей вер сии, только горько усмехнулся: «Никогда не видел остяков с грудной клеткой, слов но у десятилетнего ребенка». Даже если так, готов допустить, что ребенок попал в тюрьму вместе с родителями случайно и не был застрелен, а умер от крупозного воспаления легких, чахотки, менингита (почему-то от этой мысли вроде бы лег че). И в рассказе В-ва присутствовала су щественная подробность: тому парнишке, которого он убил, было лет пятнадцать — шестнадцать. Потому, собственно, и дрог нула у служивого рука. Что ж, согласен поверить в самооговор. Наконец, несколько раз слышал в Кол пашеве о бабе в шубе или тулупе, кото рую принесло течением в заводь у при стани. Якобы на руках у нее был грудной младенец. Готов допустить, что произош ла чудовищная ошибка, не было никакого младенца, а был узел с вещами, который ТОЛКО.М не разглядели стоящие на берегу. Более того, спешу сослаться на Галину Михайловну Никифорову, которая не зна ет ни об одном случае, чтобы в Колпаше ве вместе с родителями забирали детей. Могу сослаться также на Алексея Нико лаевича Мальцева, у него было достаточ но возможностей разглядеть захоронение. Он детских останков не видел. Так что у меня нет твердого мнения о том, что же могло на самом деле творить ся в колпашевском НКВД. Есть фактическая сторона дела — ее можно установить в результате непредвзя того и объективного разбирательства. Но есть еще и другая, без которой никак не обойтись и у которой свои законы объек тивной неизбежности. Повторюсь: приро да не терпит пустот, а общество — не знания. Если нет достоверных сведений, их заменят слухи, и уже они станут той объективной реальностью, которая будет передана потомству. Было бы наивностью думать, чтобы такое событие, как варвар ское уничтожение захоронения на месте колпашевского НКВД, начисто выпало из памяти людей. Нет, оно утратит остатки достоверности, исказится до неузнавае мости, но не исчезнет, уйдет куда-то в подсознание, станет какой-то малой, но существенной ее частью. Какой? Можно только гадать. Думаю, что это будет и отчуждение От государства — раз государство не наме рено быть с ним, гражданином, правди вым и откровенным. И уничтожение лич ности — раз так мало может стоить че ловеческая жизнь на ничтожном, в сущ ности, временном отрезке в пятьдесят лет. И, наконец, страх — раз миром правят силы, которые по своей прихоти могут изгонять из жизни неугодных... Что дальше? Дальше гражданин пере родится в обывателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2