Сибирские огни, 1989, № 10
все американцы работают от малого до ста рого... Вот... Там, значит, не утеряли осоз нание вещей; чтобы хорошо жить, нужно очень хорошо и много работать. Всем». Так вот, мы с чего начали, той же мыслью и завершим: никак не вверху наше спасение, земляки мои дорогие, а в той за боте, какая должна быть в нас, в заботе о земле нашей, стране нашей, друг о друге. Дописав эти заметки, я вышел из дому на улицу, чтобы на автобусе доехать до почты и отправить рукопись в редакцию «Сибирских огней». На остановке черная толпа народа растеклась по тротуару, вдоль магазина, запрудив половину проезда. Ни одного автобуса ни с той, ни с другой сто роны. Напрасно люди напрягали зрение. В чем дело? Причину город узнал только вечером. Во- первых, было объявлено по телевизору, что десятки тысяч горожан опоздали сегодня на работу. Во-вторых, было по отношению действий водителей автобусов сказано то слово, которое мы прежде произносили только в контексте разговора о классовых боях в мире капитала. Мой сосед полез на полку и снял энцик лопедию. «Забастовка (стачка),— сказано в энциклопедии,— коллективное прекращение работы рабочими и служащими, предъяв ляющими предпринимателям или прави тельству эконом, или полит, требования. Одна из основных форм класс, борьбы про летариата». Бойкий телерепортер напирал на водите- ля-забастовщика: «Какие у вас требова ния?»... Забастовщик отвечал: «Низкая зарплата, требуем больше». «Сколько же вам сегодня платят?»—ре портер подсовывал микрофон к раскрытому рту раздраженного мужика в кроличьей шапке. «Дак... триста восемьдесят всего... и че тыреста десять... Это если без вычетов. Бе зобразие!..» Телевизионщик поперхнулся, зачем-то по жаловался: «А у меня зарплата втрое мень ше...» Не знаю, не знаю, тот ли путь выбрали в пику своему «предпринимателю» (госу дарству? министру? городу?) наши «проле тарии» из автопарка, кстати, работающего с огромными привычными убытками. Но знаю, что бунт, протест их этот самый, вызван не тем, что «мало платят», нет, не такие уж они социальные эгоисты, а чем-то совсем, совсем другим, чего натянутая ра бочая душа уж никак дальше терпеть не в силах. Не особо я, вроде, одобряю этот путь. Но — с другой стороны... Ну, как повлиять хотя бы на тех, кто с достойным восхище ния упорством из десятилетия в десятиле тие составляет для морозного Красноярска южные проекты жизнеобеспечения, кто ьче собирается расставаться с так полюбившей ся мыслью, что Сибирь все-таки колония и обязанность ее, что там не говори, в том и состоит, чтобы давать всякое благо куль турным возвышенным центрам... А через сколько-то дней весть из Нориль ска: забастовали там на мерзлотной глуби не шахтеры... У властей по этому поводу шоковое состояние. Б моей почте есть письмо из Ростовской области от Бладимира Федоровича Певен- ко. Он пишет: «То, что российское богат ство прирастает Сибирью,— это мы знаем давно. Знаем и о просторах сибирских, о медведях, о Енисее, Ангаре. А вот о состоя нии общественного сознания сибиряка в период коренных политических перемен, происходящих в стране, мы мало знаем, про это как-то почему-то не сообщается...» Пусть мои эти записки будут в какой-то мере ответом. По стране людей, более-менее активно берущих на себя ответственность за сегод няшнее состояние общества, лишь 28 про центов. И всего 14 процентов тех, кого всерьез интересует наша социальная поли тика. Главное же в настроениях: когда же, наконец, государство обеспечит наши воз растающие потребности'. По нашим сибир ским глубинкам у меня таких данных нет, социологи не дали. < «П равда», 1989 г., № 95. Анатолий Ефимович Зябрев родился в 1926 году в Новосибирской об ласти. Участвовал в строительстве Красноярской ГЭС. Публицист, очер кист. Автор книг очерков «Как живешь, Алеша?», «Строители», «Высокое небо», «КАТЭК» и других. Член СП СССР, Живет в Красноярске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2