Сибирские огни, 1989, № 10
Повстречав на проселочной дороге, веду щей от аэродрома к селу, одного такого воз чика, понукающего чалую кобылку, спраши ваю: — Ты чего же это? А он в ответ: — Так телег-то все одно нету. Все разло маны. Каждое лето бываю в разных районах края. Чаще езжу туда, где прежде бывал. Сравниваю. Красота природная убывает и сегодня. Ох, убывает! Вот угол Тюхтетский и Бирилюсский. Первый раз я сюда ехал (это было лет 20 назад) — дорогу то и дело перебегали зайцы, козы, взлетали тяжелые черные глухари. В деревнях люди предла гали купить у них ведра и берестяные туе са с кипрейным медом. Я купил эмалиро ванное ведро, до краев наполненное этим целебным деликатесом, всего лишь за пят надцать рублей. Мне еще и спасибо прода вец, старичок, сказал. И вот нынешняя картина. Ни одного глу харя не увидел. Ни зайцев, конечно, ни коз. А насчет меду... Ну, этот продукт стал здесь, среди лесов и цветущих травных лу гов, дефицитным, как и в каменном городе. Пчел уже мало кто держит. Говорят: тяже ло, хлопотно. Мой друг, Иван Александро вич Дзалба, житель села Двинка, старый пчеловод, коренастый, сильный, седоголо вый, говорил мне: — Вот собрался на пенсию, а колхозную пасеку передать некому. Тому, кто пропьет, не отдам, а надежного чтобы — нету. Такая история. Нету надежного. — А ты никому и не отдавай. Зачем? Бе ри в аренду. У тебя же сыновья, внуки под растают,— сказал я. — Нет, нет, не согласны,— вмешалась Адель Петровна, добрая хозяйка, удиви тельно работящая. После меня из райкома приезжал Колбин, второй секретарь, из исполкома приезжали. Опять агитировали: — Колхозная пасека сейчас у тебя из сотни пчелосемей. На аренде доведешь до двухсот, трехсот. Вся дополнительная вы ручка твоя. А потом и вовсе выкупишь па секу. Рядом помещение для скота постро им. Ферма будет. А ты—фермер. Там же, при пасеке, и дом большой поставим для всей твоей семьи. — Как бы раньше лет на двадцать,— твердит Дзалба и царапает в крутом за тылке.— Раньше бы вам надо приезжать. Теперь уж силы не те. — Дак вон сын твой из леспромхоза пе рейдет... внуки быстро подрастают... Ну, соглашайся. — Нет. Раньше надо было,— упрямо гля дит в сторону Иван Александрович.—Преж де почему с такой агитацией не являлись? Теперь — нет, не согласен. А ведь, ох, как надо, чтобы он, Иван Александрович, все же согласился. И вер ная его супруга тоже. Чтобы мудрость верх взяла. Пасека Дзалбы — единственная в районе, которая ни в какой год не была с убытком. В худшее лето брал по полцент нера меду с улья, а в лучшее — и центнер с лишним. Себестоимость килограмма — копейки. Колхоз наживался на нем, а ему платил меньше десятой части дохода. Те перь готовы платить во много раз больше, лишь бы удержать трудолюбца. За Дзалбой, как за маяком, пойдут другие. И тогда, гля дишь, медовая слава района возродится. Но, повторяю, пока психологически Иван Александрович и Адель Петровна не гото вы к тому, чтобы в будущем стать фермера ми. А тем более не готовы их дети, у кото рых отношение к личной собственности бо лезненно деформированное: слишком рьяно местные партийцы-столоначальники соору жали из плакатов и транспарантов каби нетные укреппункты, оберегали в деревнях «чистоту» социализма, трудолюбивого рав няли под ленивого и пьяного. Есть тут коопзверпромхоз. Его забота — брать в тайге пушнину, кедровые орешки, ягоду и прочие лесные дары. Ему, чтобы выжить, надо из года в год взвинчивать це ны на свой продукт. Это он делает успеш но. Поразительно: цена привозного виногра да в октябре 40 копеек, им завалены все ларьки, а местная клюква с соседнего боло та, традиционная для Сибири культура,— 4 рубля килограмм. Это, конечно, от не умения и нежелания думать, учиться окуль туривать плантации. Впрочем, кое-чему в промхозе учатся. Вот, собираются ягоду фа совать... Только тогда уж килограмм этой самой клюквы будет для нас с вами уже почти вдвое дороже. Предприимчивость, да не в ту сторону, вверх ногами. С еще более поразительным явлением мне нынче летом довелось встретиться на целеб ных озерах Хакасии. Тысячи туристов бега ли по деревням, от двора к двору, в поис ках, где бы купить литр молока, свекольной ботвы на суп, луковицу, картошку, морков ку... Трясли кошельками, а местные селяне наглухо запирали ворота и отвечали: сту пайте, ступайте мимо, с богом, нет ничего, нет. Им, оказывается, в обузу такой сезон ный наплыв жаждущих, голодных людей. Во всем-то мире сельский житель радехонек, когда через его деревню проходит маршрут туристов! А тут!.. Да, психологический барь ер, возведенный за десятилетия, когда вну шалось, что произвести на усадьбе продукт и тут же продать его, это нехорошо,— еще не разрушен. Распределительная экономика, плюс рас пределительная идеология, плюс такая же мораль — все это равняется... Ну, видим, чему равняется. «Когда нам построят дороги?», «Когда в магазинах будет гречневая крупа и жен ская обувь?», «Когда воздух на улицах ста нет чистым?..» Когда, когда? Нам, нам!.. Эти вопросы задавались М. С. Горбачеву на улицах Красноярска. Народ запрудил го родской проспект. Министры были тут же, они торопливо записывали в своих блокно тах. Сибиряк, видя готовность министров, укреплялся в убеждении, что, ну, теперь-то, в нашем регионе будет порядок, наконец-то центральные ведомства возьмутся. А меня это откровенно пугало. Потому что в крае подразделения десятков мини стерств, сотен главков, объединений, ну как все они этак очень активно начнут дергать издалека каждый своими вожжами! Что тут будет! Куда мы опять уйдем?! К каким новым бросовым затратам и экологическим трагедиям? Быстрая переориентация на со циальную сферу — достаточная ли это га рантия того, что Сибирь моя перестанет быть полигоном опять же необдуманных
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2