Сибирские огни, 1989, № 10

— говорят руководители «Красноярсклес- прома»,— Завышен на полтора миллиона кубометров. Это значит, что план из центра спушен, а древесины такой на делянах нет деревья до такого объема в диаметре еше не выросли. Вот и приходится лезть за нуж­ ным деревом в горы, в водоохранную зо- Но вот план, хоть и с огромным ущербом для природы, все же выполнен. Деревья свалены, доставлены в перевалочные места к железной дороге. Выданы положенные премии, распределены знамена. Уже давно считается, что говорить и писать о потерях древесины, о том, что не вся она доходит до потребителя,— признак дурного тона. Но то, что довелось увидеть журналисту на этот раз, вывело его из рав­ новесия и ввергло прямо-таки в панику. Чтобы испытать это чувство катастрофы, достаточно отъехать поездом недалеко от Красноярска, до станции Зеледеево. Тут, с западной стороны, скопились горы бревен, они уже не источают живительной смолы под дождями, снегами и солнцем. Лежат какой год. Тут пиршество жукам-короедам. А когда проедете еще немного, всего минут двадцать, один перегон, до станции Кемчуг, картину встретите ту же самую. Только бревна здесь свалены прямо в болото и от­ горожены они от посторонних глаз забором. Тысячи кубометров! Столько же и на стан­ ции Сурикове. И еще десятки тысяч кубо­ метров в Чунояре... И так далее. По всей магистрали. Точит бревна короед, они преют... Их, чтобы освободить складскую площадь для поступления свежего леса, закапывают в траншеи, засыпают песком, жгут... На унич­ тожение этих завалов работают мощные механизмы. «Но ни могучая техника,— за­ ключает журналист,— ни огонь, ни песок, ни прилежное усердие рабочих бригад не мо­ гут сладить с такой прорвой все прибываю­ щей и прибывающей из глубин тайги бога­ той древесины». В чем же дело? А просто кто-то десяти­ летия назад, в конторе ведомства, не смог решить задачку; дважды д в а— четыре. На­ писал в бумаге цифру 5. И вот пошло с той поры. Потому что изменить то, что за­ писано, уж никакой грамотей не может. Ну, во всяком случае, до !989 года не мог. Та­ кой был порядок. Оказывается, не предусмотрели; у желез­ ной дороги нет такого количества вагонов, чтобы принять на себя лесное богатство. А если будут вагоны, тогда что? Оказывается, тогда тепловозы, электрово­ зы не смогут все это одолеть. Локомотивы у нас и так рботаю т с нагрузкой вдвое- втрое большей, чем, к примеру, в Америке. Но если придут дополнительные локомо­ тивы? /Тогда, оказывается... тогда дорога не способна будет такой поток через себя про­ пустить, неизбежны аварии. Вот в такую ситуацию угодил мой лесной регион! А что на будущее? Как показал «круглый стол» по транспортной проблеме, состояв­ шийся в конце 1988 года в редакции газеты «Правда», где участвовали главные знато­ ки из Госплана, Госснаба, министерств, транспортного отдела ЦК КПСС, развя­ зать этот узел в ближайшие годы никто не обещал. Все кого-то ругали, полагаясь на оперативные действия инстанции, которая еще выше. Куда же еще выше?! Руководители «Красноярсклеспрома» го­ ворили журналисту Т. Шевченко; «Годовой объем перевалки древесины на железную дорогу составил 800 тысяч кубометров при плане два с половиной миллиона кубомет­ ров, В перспективе с наращиванием объема лесозаготовок дефицит мощностей по пере­ валке у нас возрастает до трех миллионов кубометров в год». Что это значит? А то, что горы преющих бревен у железных дорог очень сильно вы­ растут. И чем лучше лесозаготовители бу­ дут работать, тем больше бревен будет сгнивать и сжигаться в огромных апокалип­ сических кострах. Кстати, как свидетельст­ вуют письма, такая же картина и в Том­ ской области, и на Урале, на Дальнем Во­ стоке... Ну ладно, это там, наверху, в министер­ ствах, народ несерьезный; вслепую отдава­ лись зычные команды. Не рггвглядеть было издали. Но а на месте-то, мы что? — спра­ шивал я рабочих. Пожимание плечами; де­ скать, а что мы можем, мы — маленькие. В лучшем случае — начинали ругать Гос­ план, министерство. При этом вновь готовы бездумно исполнять неверные указания, ис­ ходящие из того же Госплана, министерст­ ва... Вот к этому и подошли; что-то случилось с нами! Утеряли свою способность воспри­ нимать картину жизни целостно, как и по­ ложено людям. Что-то случилось с нашим гражданским и, вообще, просто биологиче­ ским сознанием... На встрече с Генеральным секретарем директор «Назаровского» совхоза Аркадий Филимонович Вепрев говорил; «Видите, что получается в Красноярском крае? Будто развивается промышленность, причем не комплексно строят, а зачем? Никто не зна­ ет. Вот, скажем, построен завод автомо­ бильных прицепов. Почему он сооружен именно в Красноярске? Опять никто не от­ ветит». Знаменитый Вепрев подвел вопрос к встречным перевозкам. Например, литей­ ные заготовки в Красноярске промышлен­ ные предприятия получают из десятка отда­ ленных городов, оплачивая перевозки, и в то же время точно такие же заготовки за­ вод «Сибтяжмаш», расположенный в Крас­ ноярске, отправляет в те же самые города по своему ведомству... Даже гравий сиби­ ряки наловчились перекидывать из города в город самолетами да вертолетами. Да ка­ ких же тут миллиардных субсидий хватит! Хороший писатель Ион Друцэ, живущий в Москве, однажды чем-то сильно расстроен­ ный, сказал, выступая по центральному те­ левидению; «А есть ли у нас страна? При такой-то всеобщей бесхозяйственности и безответственности». Стыдно, но вот уже совсем недавно, в минувшем году, была спущена из центра инструкция насчет того, что надо шире нам использовать в хозяйствах «натуральную лошадиную тягу», и мои земляки долго не могли сообразить, как это надо делать. А потом, по новой ли инструкции или уж по собственному разумению, стали лошадку запрягать летом в... сани. Трудно поверить! Но тянут лошадки са­ ни по сухой земле, а то и по асфальту. Ни­ какого груза таким манером, конечно, не увезешь, а лошадку через месяц-другой, надсаженную, выбраковывать надо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2