Сибирские огни, 1989, № 10
— говорят руководители «Красноярсклес- прома»,— Завышен на полтора миллиона кубометров. Это значит, что план из центра спушен, а древесины такой на делянах нет деревья до такого объема в диаметре еше не выросли. Вот и приходится лезть за нуж ным деревом в горы, в водоохранную зо- Но вот план, хоть и с огромным ущербом для природы, все же выполнен. Деревья свалены, доставлены в перевалочные места к железной дороге. Выданы положенные премии, распределены знамена. Уже давно считается, что говорить и писать о потерях древесины, о том, что не вся она доходит до потребителя,— признак дурного тона. Но то, что довелось увидеть журналисту на этот раз, вывело его из рав новесия и ввергло прямо-таки в панику. Чтобы испытать это чувство катастрофы, достаточно отъехать поездом недалеко от Красноярска, до станции Зеледеево. Тут, с западной стороны, скопились горы бревен, они уже не источают живительной смолы под дождями, снегами и солнцем. Лежат какой год. Тут пиршество жукам-короедам. А когда проедете еще немного, всего минут двадцать, один перегон, до станции Кемчуг, картину встретите ту же самую. Только бревна здесь свалены прямо в болото и от горожены они от посторонних глаз забором. Тысячи кубометров! Столько же и на стан ции Сурикове. И еще десятки тысяч кубо метров в Чунояре... И так далее. По всей магистрали. Точит бревна короед, они преют... Их, чтобы освободить складскую площадь для поступления свежего леса, закапывают в траншеи, засыпают песком, жгут... На унич тожение этих завалов работают мощные механизмы. «Но ни могучая техника,— за ключает журналист,— ни огонь, ни песок, ни прилежное усердие рабочих бригад не мо гут сладить с такой прорвой все прибываю щей и прибывающей из глубин тайги бога той древесины». В чем же дело? А просто кто-то десяти летия назад, в конторе ведомства, не смог решить задачку; дважды д в а— четыре. На писал в бумаге цифру 5. И вот пошло с той поры. Потому что изменить то, что за писано, уж никакой грамотей не может. Ну, во всяком случае, до !989 года не мог. Та кой был порядок. Оказывается, не предусмотрели; у желез ной дороги нет такого количества вагонов, чтобы принять на себя лесное богатство. А если будут вагоны, тогда что? Оказывается, тогда тепловозы, электрово зы не смогут все это одолеть. Локомотивы у нас и так рботаю т с нагрузкой вдвое- втрое большей, чем, к примеру, в Америке. Но если придут дополнительные локомо тивы? /Тогда, оказывается... тогда дорога не способна будет такой поток через себя про пустить, неизбежны аварии. Вот в такую ситуацию угодил мой лесной регион! А что на будущее? Как показал «круглый стол» по транспортной проблеме, состояв шийся в конце 1988 года в редакции газеты «Правда», где участвовали главные знато ки из Госплана, Госснаба, министерств, транспортного отдела ЦК КПСС, развя зать этот узел в ближайшие годы никто не обещал. Все кого-то ругали, полагаясь на оперативные действия инстанции, которая еще выше. Куда же еще выше?! Руководители «Красноярсклеспрома» го ворили журналисту Т. Шевченко; «Годовой объем перевалки древесины на железную дорогу составил 800 тысяч кубометров при плане два с половиной миллиона кубомет ров, В перспективе с наращиванием объема лесозаготовок дефицит мощностей по пере валке у нас возрастает до трех миллионов кубометров в год». Что это значит? А то, что горы преющих бревен у железных дорог очень сильно вы растут. И чем лучше лесозаготовители бу дут работать, тем больше бревен будет сгнивать и сжигаться в огромных апокалип сических кострах. Кстати, как свидетельст вуют письма, такая же картина и в Том ской области, и на Урале, на Дальнем Во стоке... Ну ладно, это там, наверху, в министер ствах, народ несерьезный; вслепую отдава лись зычные команды. Не рггвглядеть было издали. Но а на месте-то, мы что? — спра шивал я рабочих. Пожимание плечами; де скать, а что мы можем, мы — маленькие. В лучшем случае — начинали ругать Гос план, министерство. При этом вновь готовы бездумно исполнять неверные указания, ис ходящие из того же Госплана, министерст ва... Вот к этому и подошли; что-то случилось с нами! Утеряли свою способность воспри нимать картину жизни целостно, как и по ложено людям. Что-то случилось с нашим гражданским и, вообще, просто биологиче ским сознанием... На встрече с Генеральным секретарем директор «Назаровского» совхоза Аркадий Филимонович Вепрев говорил; «Видите, что получается в Красноярском крае? Будто развивается промышленность, причем не комплексно строят, а зачем? Никто не зна ет. Вот, скажем, построен завод автомо бильных прицепов. Почему он сооружен именно в Красноярске? Опять никто не от ветит». Знаменитый Вепрев подвел вопрос к встречным перевозкам. Например, литей ные заготовки в Красноярске промышлен ные предприятия получают из десятка отда ленных городов, оплачивая перевозки, и в то же время точно такие же заготовки за вод «Сибтяжмаш», расположенный в Крас ноярске, отправляет в те же самые города по своему ведомству... Даже гравий сиби ряки наловчились перекидывать из города в город самолетами да вертолетами. Да ка ких же тут миллиардных субсидий хватит! Хороший писатель Ион Друцэ, живущий в Москве, однажды чем-то сильно расстроен ный, сказал, выступая по центральному те левидению; «А есть ли у нас страна? При такой-то всеобщей бесхозяйственности и безответственности». Стыдно, но вот уже совсем недавно, в минувшем году, была спущена из центра инструкция насчет того, что надо шире нам использовать в хозяйствах «натуральную лошадиную тягу», и мои земляки долго не могли сообразить, как это надо делать. А потом, по новой ли инструкции или уж по собственному разумению, стали лошадку запрягать летом в... сани. Трудно поверить! Но тянут лошадки са ни по сухой земле, а то и по асфальту. Ни какого груза таким манером, конечно, не увезешь, а лошадку через месяц-другой, надсаженную, выбраковывать надо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2