Сибирские огни, 1989, № 10
разом создавалась видимость объектив ности. Сьюелл-Коттл обо всем знал. Ему все объяснили, и он был совершенно доволен. Человек без прошлого. О литературе и ли тературном бизнесе он знал меньше, чем ничего, поэтому ему и в голову не прихо дило шантажировать Гаса или Тони. — Интересно, что бы потом сталось с ним самим? — вмешался Тони.— Знаменитый писатель Амос Коттл заявляет, что никогда в жизни не написал ни строчки и все его книги — плод труда его агента, издателя и самого восторженного из критиков! Он выставил бы себя мош енником и раз и на всегда перестал бы получать деньги. Нет, он не стал бы блефовать... Только не Амос! — Я не понимаю одного,— сказал Алек Мак-Лин, обращаясь к Лептону,— если ваш стиль принес успех этим книгам, то почему бы вам не потратить ту ж е самую энергию для создания чего-то своего? Правда, вы написали бы гораздо меньше, и у вас не было бы столько денег, зато вы получили бы известность в качестве романиста. Для большинства писателей это очень много значит, больше, чем деньги. — Д о рогой Алек! — рассмеялся Лептон. — Вы говорите — как издатель. Вот если бы вы были писателем, вы бы меня поняли. Я родился неудачником, потому что живу не в свое время. Я написал несколько книг под своим именем, и все они были отвергнуты, потому что со своими сюжетами я не могу удовлетворить публику двадцатого века. Вот с сюжетами Гаса и Тони все обстоит иначе. Я презираю мифы нашего времени, и читатель тут же обнаруживает подделку. Моя ненависть к нашим литературным сте реотипам стимулирует меня как критика, поэтому я вполне искренне и с удовольст вием могу писать пародии на современные романы. А что такое романы Амоса Коттла, как не пародии, в которых только такой бол ван, как Эмметт Эйвери, м ог проглядеть скрытый юмор. Он их принял за стилизацию, а безмозглая публика — и вовсе за великие романы.— Лептон вздохнул.— Конечно, ре зультат превзошел наши самые смелые ожидания. Мы и не надеялись на Премию Переплетчиков. Первую п о днож ку мы полу чили месяца за три до первой публикации. Кто-то на телевидении прослышал, что фир ма «Саттон и Кейн» планирует довольно активную рекламную кампанию. Тони пред ложили пятьсот долларов за интервью с автором, когда книга будет опубликована. Тони затянул переговоры и созвал совет. Пятьсот долларов тогда значили для нас не очень много, но могли возникнуть другие ситуации. Например, лекции. А еженедель ная программа стала для нас просто-таки золотым дном. Упускать новые возм ож но сти было жаль, тем более что телевизион щик намекнул, что заинтересован в регу лярных передачах, которые бы вел знам е нитый писатель. Мы же не могли появиться на экране в роли Амоса Коттла. Нас слиш ком хорошо знали. К тому же, я собирался прославлять книги Амоса Коттла в прессе, у Тони был бы скандал с Д эном Саттоном, и Дэн не дал бы ему столько денег, сколь ко Гас потребовал для Амоса. Хоть Дэн и был мечтателем, подписывая контракты, он не мечтал. — Гасу это тоже было ни к чему. Его больше устраивала роль агента Амоса. Так он м ог что-то требовать и стоять до конца, делая вид, что Амос не нуждается в день гах. Кром е того, мы еще в самом начале решили, что наш триумвират основывается на принципе равенства. Стань один из нас телевизионным Ам осом Коттлом, и он тут же получил бы преимущество перед д руги ми. А там шантаж... Избавиться от такого человека так ж е невозможно, как от кино актера, до того слившегося со своей ролью в сериале, что д ругого публика просто ^не примет. Нам стало ясно, что надо найти четвертого человека и дать ему четверть на ших доходов. Но при этом он не должен писать, чтобы ему не пришло в голову нас шантажировать. Для успешного ведения дел нам нужен был человек на роль Амоса Коттла. Единственная трудность заключа лась в том, где найти человека без прош лого, который согласился бы взять на себя подобную роль. — Теперь моя очередь,— сказал Тони.— М уж миссис Пуси когда-то лечился в кли нике для алкоголиков. Так я познакомился с доктором Клинтоном, и уж е от него услышал о современном Каспаре Хаузере, которого нашли на д ороге и привезли к нему в больницу. Я попросил у Клинтона разрешения повидаться с ним. Именно та кой человек был нам нужен. Спокойный, кроткий, совершенно пассивный. Он идеаль но подходил нам. К тому же Клинтон был совершенно убежден, что, находясь под пристальным наблюдением, он не будет пить. Это был уставший от жизни, смирив шийся со своей участью получеловек — именно то, что нам требовалось для робота с именем Ам ос Коттл. Я не хотел, чтобы Клинтон знал правду, поэтому договорился напрямую с самим Аланом Сьюеллом. Он должен был начать писать, якобы в качест ве трудотерапии, то есть каждый день ему предстояло производить определенное ко личество шума у себя в комнате. Что он пе репечатывал на машинке, телефонную кни гу или что-то другое, понятия не имею. Естественно, он не должен был показывать свою «работу» Клинтону, в крайнем случае ему пришлось бы сказать, что уж е отправил ее в Нью-Йорк на адрес литературного агентства Веси. В любом случае, дней че рез тридцать он должен был «открыться» Клинтону. Отправлять Ам осу ничего не при шлось, мы сами об этом позаботились. — Я поехал на почту в Стрэдфилд,— ска зал Гас,— и отправил конверт на собствен ный адрес, а потом подложил его М ег. То ни настаивал, чтобы я посылал Сьюеллу- Коттлу письма с требованием исправлений, как если бы он по-настоящему был писате лем. Копии этих писем он хранил у себя в конторе, а оригиналы были у Амоса. У него в столе лежал скоросшиватель с нашей пе репиской, чтобы все выгядело как надо. — Забавно было писать те письма,— не удержался Леппи.— И еще один раз я по забавил себя пародией, когда писал биогра фическую справку для первой книги Амоса Коттла. Через несколько лет мы оконча тельно уверились, что поймали удачу за хвост. Конечно же, мы не хотели ничего упускать, но это становилось похоже на снежный ком и даже немного пугало. Тони, использовав Коттла, стал партнером Дэна Саттона и переименовал фирму в «Саттон и Кейн». Гас в качестве агента Коттла при влек к себе других удачливых писателей, конечно, не таких, как Коттл, но агентство
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2