Сибирские огни, 1989, № 10
хочу узнать профессиональное мнение о писательских способностях Амоса. Обвине ние я уж е выслушал в лице Эмметта Эйве ри, теперь хотелось бы послушать защиту. — Леппи поможет в этом лучше меня. — Она в первый раз назвала — Леппи. — Определять количество золота в само р о д к е — его профессия. Я ж е всего-навсего жена издателя. — Я думаю , Ам ос был великим челове ком ,— сказал М орис.— Его оригинальность, возм ожно, результат полной независимости мышления. Я был смущен и заинтригован с самого начала. Теперь я думаю , все объ. ясняется е го амнезией. Это был зрелый и, несомненно, образованный человек, зна чит, его м озг должен был сохранить все плоды образования, но избавить себя от эмоциональной памяти, условностей, пред рассудков, пристрастий, словом, всего то го, что наполняет нас. Он был вроде лупы из идеально отполированного хрусталя и видел все до мельчайших деталей. У ос тальных людей м озг напоминает вогнутое и подкраш енное стекло, которое искажает цвет и ф орм у всего, что видит человек. Эй вери однажды назвал Амоса бесчеловеч. ным, но мне кажется, он был сверхчелове ком . — Тогда почему другие критики, напри мер, Эйвери и Киттеридж, относятся к не м у совсем иначе? — Так уж им положено,— сказал, улы баясь, М орис.— Поймите, одни становятся критиками, потому что в них есть что-то садистское, д ругие становятся садистами, потому что они критики от рождения. Бы- вает так и так. Садизм критика — это пр о фессиональная болезнь, как шахтерский си ликоз. — Но вы тоже критик,— возразил Бэзил. — Долж!Н 10 лн это мешать моей объек тивности по отношению к критике — как виду искусства? — рассмеялся Лептон. — По-вашему, психология критика похо жа на психологию убийцы? — спросил Бэ зил. Слово «убийцаьь внесло некоторый холо док, последовала пауза, потом Лептон улыбнулся, как улыбается шахматист, ко то рый видит на несколько ходов дальше пр о тивника. — Психология критика больше похожа на психологию отравителя. Он не убивает, а всего лишь уродует и пытает. Это больной человек. — Почему, Мсрис? Вы это серьезно? — не выдержала Филиппа. — Разве вы, Филиппа,— криво усмехаясь, сказал он,— до сих пор не поняли патоло гичности критики. Критик — это больной человек, потому что литератор, и живет разрушением литературы, он — ка к птица, разоряющая собственное гнездо, а это — извращение. Если он честный человек, как я, то признает, что предпочел бы созда вать, но... не может. Вот он и преобразовы вает свой крах в агрессию, но в книж ном м ире агрессию называют критикой и за нее платят деньги. Даже если критик хвалит книгу, все равно разрушает, потому что нуж но разложить ее на составные части, чтобы узнать, как она живет. Анализ проти- вопо'ложен синтезу, ка к жизнь противопо ложна смерти. Биологи уж е изучают под м икр о ско п ом живую материю, сохраняя ей жизнь, но к н и г а - э т о такой хрупкий о р ганизм, что критик, разлагая ее на части, убивает кни гу прежде, чем кладет под м икроскоп. Никакая питательная среда не сохранит ж изнь параграфу, вырванному из контекста, а так ка к даже самые плохие критики любят литературу, то все мы по-, хожи на тех лю'бителей животньих, которы е вынуждены заниматься вивисекцией, что бы заработать себе на жизнь. — Значит, вы все ж е приносите пользу как литературные мусорщики? — подска зал Бэзил. — Ну, мы, бывает, хвалим плохие кн и ги и осуждаем хорошие,— возразил Леп тон.— Мы слиш ком следуем литературной м оде, и нам труд но этого избежать. А кто любит ястреба? Нет, Биллинг, кр ити к — это не м усорщ ик. Критик — это человек, которы й столь впечатляюще оправдывает свои симпатии и антипатии, что непрофес сионал думает, будто он размышляет, ис следует, а не оправдывает. Эмметт Эйвери никогда не признается, но я так ж е искре нен в своей неискренности, ка к Сент-Бёв... Интересно, насколько Эмметт в своей статье прав? Знать бы, кем в действитель ности был Амос, но мы этого никогда не узнаем! — Узнаем,— сказал Бэзил. — Бы так думаете? — М орис бросил на 'з^ и л а острый взгляд. — Мы уж е знаем, что он был врачом, что приехал с Запада, он пил и был женат на шотландке с каштановыми волосами, умерш ей лет пять назад. Она очень любила шить, а звали ее Гирзель. — Эмметт рассказал мне о наперстке, во лосах и обручальном кольце,— сказал М о рис,— но ка к вы узнали, что он был вра чом? — Несколько фактов сразу навели меня на эту мысль. Только врач или студент-ме дик м ож ет так точно и бы стро назвать островки Лангерханса, как это сделал он, когда мы играли в «две трети призрака». Кром е того, когда нас познакомили в тот вечер, он сказал, что читал м ою книгу «Психопатология политики». М не кажется, это — его настоящая память, потому что она интеллектуальная, а не интимная, ведь его амнезия была частичной. Несколько лет назад эту книгу включили в список д оп о л нительной литературы для некоторы:х ме дицинских школ, а больше ее никто — это вам подтвердит Тони — не покупал. — Слиш ком выборочно для памяти,— сказал М орис.— М ожет, он обманывал нас, чтобы скрыть что-нибудь позорное из свое го прошлого? — Д умаю , нет. Амнезия всегда вы бороч- на, даже если ее причина чисто ф изиче ская. Некоторые повреждения мозга могут давать немоту, а одна из ее ф орм настоль ко выборочна, что распространяется лишь на какие-то определенные части речи. Ам ос Коттл, кото р о го вы знали,— не о б манщик. Он был мертв только в эм о ц ио нальной сфере, во всем остальном — со вершенно нормальный.— Бэзил печально улыбнулся.— Как жаль; он был пьян, когда мы с ним встретились. Алкоголь настолько затуманивает истинную личность, что для меня он все равно ка к совершенно незна комый человек. Бее пьяные похожи друг на друга. Д р уго е дело, вы. По крайней м е ре, один из вас неплохо знал его.— Глаза
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2