Сибирские огни, 1989, № 9
мельчав, выродится, считал он, и смерть его сравнима лишь с тем, что вдруг погасло бы солнце. — Изуверство! Дикость! — стенал поэт.— За шею тросом! Пиг меи тешились над мертвым гигантом... Была у поэта философия, все жестокости культа объясняющая; творя зло, ОН творил добро, потому что лишь ЕМУ дано знать, где грань между злом и добром. Что было потом с мраморным кумиром, можно лишь догадывать ся: вероятно, весной с ледоходом и ОН поплыл, покачиваясь на льди не. Куда? Где Енисей схоронил ЕГО? Надолго ли? Навсегда ли? Когда льдина истаяла, он провалился и теперь покоится где-то на дне Енисея. А вдруг ждет своего часа? Ждет, когда мы снова позовем, затоско вав о «порядке», исполненном железной «красоты единообразия»? Не восстанет ли, новых сил исполненный? Лишь словом летучим осужден, но ведь не судим законом! Несмотря ни на что, остается сре ди нас поверженный, но не отверженный! Одной из тех давних барж проплыл, наверное, и мой отец. И над его костями, покоящимися на дне Енисея Великого, может быть, я проплываю вот сейчас, вот в это мгновенье. Год смерти отца в справке о полной реабилитации— 1939. Тогда он был моложе меня теперешнего, но успел уже прошагать всю первую мировую, наглотаться газа фосгена и плена хватить, а в гражданскую воевать в родных краях с колчаковцами, среди которых оказались два его двоюродных брата. Мог бы и я в свои девятнадцать-двадцать проплыть мимо мрамор ного идола Курейки более поздней баржой, но судьба одарила меня невиданной удачей — пережить и тюрьму, и войну, и удушье застоя... Кто-то, чудится мне, беззвучно подходит, стоит молча спиной ко мне. Он без шапки, я узнаю круглую ушастую голову, две светлые ма кушки — это мой сосед по нарам Володька-москвич. ...Когда я вернулся из КВЧ со справкой об освобождении, камера была потрясена. Такого никогда еще не было в нашей «особой» зоне. Как? Почему? Справчонка моя со слепым машинописным текстом, под писями и печатями ходит по нарам. Володька долго смотрит на бу мажку, губы его кривятся. Зависть. Безысходная боль зависти к чело веку, который завтра выйдет отсюда. На волю... Он, Володька, и провожает меня до проходной зоны. «Ты мне на пиши,— просит он.— Хоть пару слов. У меня на воле никого... Все си дят». Я написал Володьке с фронта — были случаи, когда письма с но мером полевой почты пропускали и в нашу «особую» зону (ворам, убийцам, насильникам не только переписка — передачи разрешались) [ но Володька не откликнулся. Много лет спустя, учась в Москве на Высших литературных курсах, я разыскал улицу, дом, квартиру Во- лодьки, но по его адресу жили совершенно другие люди, ничего о преж них жильцах не знавшие. Сейчас я не вспомню фамилии Володьки, и в памяти моей он так и остался — Володька-москвич, светловолосый, с двумя макушками, сверстник мой, и я не исключаю чуда, что Володька остался жив. В то время, когда сама жизнь на свободе казалась чудом, случались часто чудеса самые необыкновенные. Ну, например, в ночь со второго на третье марта 1953 года ни с того, ни с сего я увидел сон, которого сам испугался: мне приснилось, что умер Сталин. Это-было столь ужасно что, когда утром я пришел на работу (я в то время работал в томской областной газете «Красное знамя»), я на целый день исчез из редак ции: боялся, вдруг сослуживцы увидят по моему лицу, какой мне сон приснился. А через два дня ОН умер на самом деле, и в день его смер ти свершилось новое чудо. Это чудо-быль можно проверить по архивам радио; пятого марта, сразу после траурного известия о ЕГО кончине, над [омском (значит, над всей страной!) торжественно зазвучал Му- 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2