Сибирские огни, 1989, № 9

леку от начала Тарской улицы, где стояла другая бетонная тверды ня — бывший склад фирмы сельскохозяйственных машин Эльворти. И проходя мимо фирмы Эльворти, я подумал, что вот иду мимо Эльвор ти, размышляя об Эльпорте, что показалось мне довольно забавным Затем по ассоциации я вспомнил о чёрте, вернее не о чёрте, а о Де моне Врубеля, родившегося как раз в этих местах на Тарской ули це Омска. Но от всех этих рифмованных размышлений не осталось и следа, когда я вступил в зал заседаний, сразу попав в атмосферу ожесточенной дискуссии. Кроме географов, на заседание явились мо­ ряки-полярники, гидрологи Убекосибири — управления по безопас­ ности кораблевождения в устьях рек и у берегов Сибири. Эти моряки пришли скопом и, насколько я помню, во главе с рыжим капитаном Петранди. И все они дружно накинулись на капитана Эльпорта, высказывая сомнения в реальности его планов. Говорилось об отсут­ ствии у Эльпорта каких бы то ни было точных данных, что все это ничем не подкрепленное фантазерство, прожектерство. Эльпорт воз­ ражал горячо, но, как мне показалось, неубедительно и, когда засе­ дание кое-как закончилось и мы вышли из СИБАКИ, сказал мне пе­ чально: — Ну, что ж, я Галине и Лие перевел причитающуюся часть сбе­ режений, пусть дочери живут как хотят, а меня не переубедит никто, я старик, я упрям и добьюсь своего, уверяю Вас, молодой человек. И чуть ли не на следующее утро, проходя по Железному мосту, я убедился, что «Гала-Лия» исчезла. Тут я делаю первую оговорку. Когда я пишу все это, мне ка­ жется, что все было именно так: однажды, идя по мосту, увидел «Гала-Лию», познакомился с капитаном Эльпортом и чуть ли не на дру­ гой день пошел на заседание географического общества, а на следую­ щий день «Гала-Лия» исчезла. А может быть, все это разворачивалось и не столь быстрым темпом. Не знаю. И хотя бы потому, что сейчас через полвека не уверен даже в этом, я не могу переписать начисто и предлагать для печати без этих комментариев написанную мной, но как бы недоконченную поэму. Даже поэтому. Но, кроме того, меня останавливают и соображения и более веские, как читатель поймет из того, что изложено ниже. Итак, «Гала-Лия» исчезла. Речники, моряки и географы сказали мне, что Эльпорт все-таки ринулся в свою авантюру, ибо никак иначе нельзя было, по их мнению, назвать его затею. О нем самом говорили разное. Одни говорили, что он издавна интересуется Севером и даже издавал в Петербурге жур­ нал, пропагандирующий идеи освоения северного морского Пути. Другие говорили, что эту роскошь, издание журнала, он позволял се­ бе как шахтовладелец, вернее, владелец наждачного рудника на юге России, и вообще он заядлый капиталист. Но в таком случае, спра­ шивали третьи, как он добился у советской власти водить свою «Га­ ла-Лию» по рекам Сибири. Он пробивался к Ленину!— утверждали четвертые. Он маньяк,— поясняли пятые. Щуплый маньяк в опере­ точном капитанском мундире. А капитанский диплом, если он у него был, он купил на толкучке. И, слушая все это, я, в сущности, подросток, начинающий поэт и неопытный журналист, предпринял единственное, что мог пред­ принять: я, оставив мысль писать на эту тему статью, попытался сде­ лать стихотворный вывод из всех этих разнотолков. Я попытался не бо­ лее, не менее, как воплотиться в этого старика. Я представил себе, что я — он. я — Эльпорт, не учившийся в школе морской никогда. Кораблем не умеюндий править и не в силах работать веслом. Но прельстила меня океана седая звезда И за деньги купил я себе капитанский диплом. Так написал я однажды.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2