Сибирские огни, 1989, № 9

Аргумент о вредности любой дозы алкоголя верен, но... звучит фарисейски. Вредны маргарин, сахар, солености, копчености, мучное, маринады, вреден воздух наших горо­ дов, вредны колбасы и консервы, сало, вредны продукты, претерпевшие длительное хра­ нение, и многое другое. Катастрофически вреден табак. Вредно много работать, жить в шуме и в условиях наших жилищ, трепать нервы по всяким поводам, вредны многие ле­ карства, удобрения и пестициды и т. д. Ну, и что? Как-то это принимается во внима­ ние?.. Вот уж что категорически следовало бы прекратить производить, так это табач­ ные изделия. Кстати, доказано, что прибыль от их продажи полностью перекрыта из­ держками болезненных последствий курения. Но — производим! Человек, видите ли, имеет право на выбор. Вот и выходит, что наша антиалкогольная «забота» продиктована в первую очередь производственными издержками. Курение не мешает работать — пусть курят, их право. Надо понять, что традиции застолья и человеческая приверженность к времяпрепро­ вождению за бокалом или кружкой психологически чрезвычайно сильны, глубоки, ус­ тойчивы. Биологическое стремление к удовольствию, когда оно к тому же совмещается с психологическим удовлетворением (снятием озабоченности, расторможенностью и т. д.), преодолимо с величайшим трудом. Человек спрашивает о цене воздержания, и тут ему взамен предлагается что-то очень отдаленное и смутное, а сегодня вообще ни­ чего, кроме голого утверждения, что так хорошо, полезно. Польза — очень малоценный аргумент, особенно для молодых. Водка, хмельное состояние, конечно, уродливый отросток бытия в свете высших и рациональных истин, но бывает, когда и водка может считаться благом — в экстремаль­ ных ситуациях, в страшных буднях военного времени, в катастрофических моментах. Ликвидировать за исторический миг все эти традиции невозможно. Для подавляющего преобладания трезвости потребуется войти в эпоху высшей культуры, подлинного ком­ мунизма, такого состояния общества, которое описано, например, в известном романе «Туманность Андромеды», что возможно через сотни, если не тысячи лет. «Сухой закон» исторически себя дискредитировал. Он возможен только в замкнутом и немногочисленном обществе. Такая же страна, как наша, с ее разветвленными и мно­ жащимися связями со всем миром, вряд ли сможет его реализовать. Принцип «стерпит­ ся — слюбится» не оправдал себя и в более простых и ясных ситуациях. Здесь же мы замахнулись на одну из величайших человеческих слабостей. Застолье с выпивкой для подавляющего числа людей — приятная процедура. Бо­ роться с ней методами, которые на сегодня исповедует ДОТ,— абсурд. Не следует упи­ ваться «достигнутыми успехами», определенным сочувствием, локальными настроями. Закона больших чисел мы не переломили, чему свидетельство —последние публикации и решения. Возьмем более сильные примеры. Общество решительно осуждает преступность: хищения, браконьерство, скандалы, оскорбления, карьеризм, не говоря уже об убийст­ вах. Время идет, закон карает, но ряды преступников не редеют. Наркомания преследу­ ется беспощадно, как и торговля наркотиками. И... тоже усиливается. В средние века шельмовали секс, а что имеем на сегодня? Психология находит на все это ответы. Будем же реалистами и в отношении пристрастия к спиртному. Нам нужны такие зоны трезвости, как Грузия, где вино стояло бы в магазинах, социальных же последствий его потребления не замечалось бы. Сейчас мы сталкиваемся с тенденцией принудительного и авторитарного «лечения» целого народа, игнорируя тезис «народ непобедим». Установка Н. Г. Загоруйко и его сторонников на то, что полное истребление алко­ голя — наиболее эффективный способ борьбы со всеми наркотиками, предельно сомни­ тельна. Должно получиться как раз наоборот: полное прекращение производства госу­ дарственного обязательно приведет к подлинному расцвету производства домашнего. Пример с наркотиками это-то и подтверждает. Не остановит дело и объявление произ­ водства алкоголя преступлением вообще, именно это и показал масштаб самогоноваре­ ния. Мне известны многие случаи, когда отнюдь не «самогонщики» приготовляют спирт­ ные напитки для личного потребления, и эта предприимчивость растет. Традицию вино­ делия не переломить. Воинственный настрой программ запретов (когда просветительская работа подменя­ ется «борьбой») не способствует их эффективности. Надо не «бороться» за трезвость, не превращаться в функционеров-запретителей, а пропагандировать разумное отношение к алкоголю, поскольку мы живем в огромном взаимосвязанном мире, где люди, между

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2