Сибирские огни, 1989, № 9
Аргумент о вредности любой дозы алкоголя верен, но... звучит фарисейски. Вредны маргарин, сахар, солености, копчености, мучное, маринады, вреден воздух наших горо дов, вредны колбасы и консервы, сало, вредны продукты, претерпевшие длительное хра нение, и многое другое. Катастрофически вреден табак. Вредно много работать, жить в шуме и в условиях наших жилищ, трепать нервы по всяким поводам, вредны многие ле карства, удобрения и пестициды и т. д. Ну, и что? Как-то это принимается во внима ние?.. Вот уж что категорически следовало бы прекратить производить, так это табач ные изделия. Кстати, доказано, что прибыль от их продажи полностью перекрыта из держками болезненных последствий курения. Но — производим! Человек, видите ли, имеет право на выбор. Вот и выходит, что наша антиалкогольная «забота» продиктована в первую очередь производственными издержками. Курение не мешает работать — пусть курят, их право. Надо понять, что традиции застолья и человеческая приверженность к времяпрепро вождению за бокалом или кружкой психологически чрезвычайно сильны, глубоки, ус тойчивы. Биологическое стремление к удовольствию, когда оно к тому же совмещается с психологическим удовлетворением (снятием озабоченности, расторможенностью и т. д.), преодолимо с величайшим трудом. Человек спрашивает о цене воздержания, и тут ему взамен предлагается что-то очень отдаленное и смутное, а сегодня вообще ни чего, кроме голого утверждения, что так хорошо, полезно. Польза — очень малоценный аргумент, особенно для молодых. Водка, хмельное состояние, конечно, уродливый отросток бытия в свете высших и рациональных истин, но бывает, когда и водка может считаться благом — в экстремаль ных ситуациях, в страшных буднях военного времени, в катастрофических моментах. Ликвидировать за исторический миг все эти традиции невозможно. Для подавляющего преобладания трезвости потребуется войти в эпоху высшей культуры, подлинного ком мунизма, такого состояния общества, которое описано, например, в известном романе «Туманность Андромеды», что возможно через сотни, если не тысячи лет. «Сухой закон» исторически себя дискредитировал. Он возможен только в замкнутом и немногочисленном обществе. Такая же страна, как наша, с ее разветвленными и мно жащимися связями со всем миром, вряд ли сможет его реализовать. Принцип «стерпит ся — слюбится» не оправдал себя и в более простых и ясных ситуациях. Здесь же мы замахнулись на одну из величайших человеческих слабостей. Застолье с выпивкой для подавляющего числа людей — приятная процедура. Бо роться с ней методами, которые на сегодня исповедует ДОТ,— абсурд. Не следует упи ваться «достигнутыми успехами», определенным сочувствием, локальными настроями. Закона больших чисел мы не переломили, чему свидетельство —последние публикации и решения. Возьмем более сильные примеры. Общество решительно осуждает преступность: хищения, браконьерство, скандалы, оскорбления, карьеризм, не говоря уже об убийст вах. Время идет, закон карает, но ряды преступников не редеют. Наркомания преследу ется беспощадно, как и торговля наркотиками. И... тоже усиливается. В средние века шельмовали секс, а что имеем на сегодня? Психология находит на все это ответы. Будем же реалистами и в отношении пристрастия к спиртному. Нам нужны такие зоны трезвости, как Грузия, где вино стояло бы в магазинах, социальных же последствий его потребления не замечалось бы. Сейчас мы сталкиваемся с тенденцией принудительного и авторитарного «лечения» целого народа, игнорируя тезис «народ непобедим». Установка Н. Г. Загоруйко и его сторонников на то, что полное истребление алко голя — наиболее эффективный способ борьбы со всеми наркотиками, предельно сомни тельна. Должно получиться как раз наоборот: полное прекращение производства госу дарственного обязательно приведет к подлинному расцвету производства домашнего. Пример с наркотиками это-то и подтверждает. Не остановит дело и объявление произ водства алкоголя преступлением вообще, именно это и показал масштаб самогоноваре ния. Мне известны многие случаи, когда отнюдь не «самогонщики» приготовляют спирт ные напитки для личного потребления, и эта предприимчивость растет. Традицию вино делия не переломить. Воинственный настрой программ запретов (когда просветительская работа подменя ется «борьбой») не способствует их эффективности. Надо не «бороться» за трезвость, не превращаться в функционеров-запретителей, а пропагандировать разумное отношение к алкоголю, поскольку мы живем в огромном взаимосвязанном мире, где люди, между
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2