Сибирские огни, 1989, № 9
седатель Дарья Семеновна, которая «крепи лась, тянула последние жилы из себя и колхозников, пока шла война», а когда она окончилась, «вынуждена была так и остать ся в роли колхозного мужика, силам и воз можностям которого нет избытка». Взвол нованный рассказ о них вырастает у Вяч. Сукачева в своем звучании до то,,жествен- ного гимна их не очень, быть может, замет ному в глобальной картине войны, но от того не менее великому подвигу: «Трагична была женская судьба этого поколения — редко кто из них до пенсион ного возраста дотягивал. Они, эти прекрас ные женщины довоенной поры, все вынесли, выстояли, умудрились детей поднять, к де лу определить, и вслед за своими мужьями, геройски павшими на ратном поле, тихо и незаметно ушли, так и не осмелившись ни чего себе взамен погубленной молодости попросить». Предвижу вполне естественный читатель ский вопрос: ну, а как же все-таки с изоб ражением самой войны? Сумел ли автор до нести то, что собственными глазами не ви дел и непосредственно не испытывал? Воз можно ли это для литератора «невоевавше го» вообще? И снова хочу я вспомнить приводившиеся в начале статьи слова В. Быкова о том, что достоверно писать о войне может только человек, лично ее переживший. И не согла ситься с признанным мастером военной про зы. На мой взгляд, ближе к истине здесь другой писатель фронтового поколения — Г. Бакланов, сказавший однажды, что писать (в том числе и о войне.—А. Г.)—это значит обостренно жить во времени, о кото ром пишешь. «Обостренно жить» в данном случае надо понимать как обостренно видеть, слышать, чувствовать своих героев, перевоплощаясь, существовать в них, до тонкостей представ лять все те реалии, ту атмосферу, которую стараешься выразить художественным сло вом. Эта способность «обостренно жить» в изображаемом времени, наверное, и есть та отправная точка, с которой начинаются многообразные художественные поиски сов ременной прозы о Великой Отечественной войне, независимо от того, представители какого поколения их осуществляют. Мне кажется, Вяч. Сукачев в полной ме ре наделен такой способностью. Во всяком случае, описание ратных будней его персо нажей никак не отнесешь к той условно приблизительной, лубочно-лакировочной манере изображения военных событий, кото рая, увы, и по сей день достаточно харак терна для многих книг, фильмов и спектак лей о войне. Обостренно-чуткий к языку, к слову, Вяч. Сукачев умеет зримо, осязаемо, даже слышимо, но, в то же время, и по- военному жестко-лаконично передать штри хи и детали боевой обстановки. Читатель несомненно почувствует на страницах его повестей и «стойкий удушливый запах фос фора и селитры, пороховых газов», который «стоял на батарее», услышит, как после вы стрела уходит с батареи снаряд, «нетерпе ливо сверля воздух». Наверняка запомнится читателю и госпиталь первых месяцев вой ны — «этот печальный приют разбитой че ловеческой плоти», где молодым солдатам впервые приходит понимание того, «что та кое война, в которой волею судьбы тебе до велось принимать участие». Думаю — по достоинству оценит читатель и способность автора раскрыть психологическое состояние человека на войне, хотя бы и в небольшой степени показать, как недавний мирный жи тель превращается в бойца, солдата, спо собного умереть за отчизну. И не случайно в повести «Славяне» возникает сцена, где молодая журналистка просит Кутузова вспомнить самый памятный для него бое вой эпизод. Задача становится для Ивана Ивановича непосильной, поскольку каждая страница войны оказывалась по-своему не повторимой, каждая испытывала его на прочность, что-то переделывала и изменяла в нем. И не какой-то отдельный случай ва жен, приходит к выводу Кутузов. «Суть в другом: откуда вдруг взялся в наших му жиках дух настоящего солдата?» Вопрос и сегодня далеко не праздный, и сегодня, как и вчера, важен он, и будет стоять на пове стке дня всегда, пока есть опасность новой войны. А «дух настоящего солдата» рож дается все в той же «колыбели души», ко торая взрастила каждого, кто по-настояще му любит родину, отчий дом,—пафосом сво их повестей страстно утверждает Вяч. Су качев. И хочется надеяться, что пафос этот дой дет до сердца каждого, а в особенности мо лодого, читателя. 0 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2