Сибирские огни, 1989, № 9
привели к разрыву, то Ивана Ивановича Ку тузова, напротив, в этом плане можно счи тать вполне счастливым и благополучным человеком. Повесть «Славяне» и начинается мажор но, светло. Кутузов с внучкой Вероникой плывет на другой берег Амура за подснеж никами, и переполняет его чувство любви: и к маленькой этой девчушке, и к весенней обновляющейся природе. «И думал Иван Иванович, что не обошла его судьба, нет — не обошла: когда надо было, он встал на за щиту отечества и защищал его, восстановил все, что было порушено, сына воспитал и вы учил, внуков дождался. Что еще?» Ну что, в самом деле, казалось бы, нужно еще человеку для полного счастья? Жить только остается да радоваться, глядя, как весело и беззаботно прорастает свежий ро сток на отвоеванной у врага земле. Но вот не может быть до конца счастливым старый солдат, пока твердо не убедится, что эстафе та передана в надежные руки, что молодые накрепко для себя усвоили — «теперь их че ред — жить и отвечать за все, что рядом с ними живет и произрастает, чтобы в цело сти и сохранности передать своим внукам... А значит, надо вдвойне, втройне быть вни мательнее к тем, кто сегодня за покой оте чества отвечает, кто на его страже стоит...» И радостное чувство, с которым Иван Ива нович смотрит на свою внучку, омрачается мыслью о том, что благополучные нынеш ние ребятишки, «нынешние Вероники», кото рые «в достатке и покое поднимаются, они ведь совсем к бедам и лихолетью не подго товлены, так что случись если чего...» И знобко становится на душе у Кутузова, и непроизвольно пытается загородить он со бой внучку, услышав характерный звук ве сеннего бекаса, жутко напоминающий ему сверлящий вой летящего снаряда, навсегда врезавшийся в память со времени первого его, Ивана Ивановича, боя... В завершающей цикл повести «Колыбель души» проблема «отцов и детей» становится краеугольной. Во всяком случае, в произ ведении не просто констатируются возник шие разногласия между представителями разных поколений, заявляются их позиции. Автор пытается вникнуть в истоки и причи ны этих противоречий, выйти на более вы сокий виток осмысления проблемы. Верный себе, Вяч. Сукачев и в «Колыбе ли души» жизнь героев изображает в двух временных пластах. Такое единообразие приема, однако, не дает повода упрекать пи сателя в композиционном или сюжетном од нообразии, ибо умеет он создать и не орди нарные ситуации, и неожиданные повороты в сюжетных коллизиях. Итак, о чем же все-таки повесть «Колы бель души»? В Москве и в далеком таежном поселке на Амуре доживают последние дни свои два старых воина: генерал Куликов и бывший старшина Сыромятин. Их трудно назвать однополчанами, тем более — фронтовыми друзьями (всего-то на сутки и свела их судьба), тем не менее связаны они истинно кровной связью. В жестоком бою батарея Сыромятина, где волею служебных обстоя- , тельств оказался офицер-особист Куликов, . была уничтожена. Чудом уцелевший Сыро мятин вытаскивает на себе с поля боя конту женного Куликова. Потом их дороги разой дутся — сначала по разным госпиталям, за тем — фронтам, А однажды Куликов узна ет, что его спаситель погиб, корректируя в логове врага огонь нашей артиллерии. Однако живуч оказался солдат из дальне восточного селения. Два раза приходила на него похоронка, но «всем смертям назло» он вернулся домой, где так же доблестно, как и воевал, трудился долгие годы в леспромхо зе. И носил засевший глубоко в легком ос колок пехотной мины, который в свое время не смог извлечь полевой хирург. Коварный этот осколок «настигает» Сыромятина через сорок с лишним лет. Умирая, Ефим Петро вич и не подозревает, что день в день, слов но по уговору, смерть прибирает и генерала Куликова... Впрочем, это лишь одна из линий пове сти. Линия, правда, в структуре произведе ния стержневая, хотя отчасти и традицион ная: о бойцах, спасавших в бою команди ров, писалось не раз. А говорю «отчасти» потому, что знакомая коллизия осложнена здесь не совсем обычными обстоятельствами. Случилось так, что Куликов, тогда еще подполковник, впервые увидел Сыромятина, решившего разведать самостоятельно обста новку перед боем, за пределами батареи и заподозрил старшину в дезертирстве. Спа сенный же впоследствии им от верной гибе ли, он находит в себе мужество попросить у Сыромятина прощения за то, что «унизил... солдата подозрением» и «по воле нелепого случая чуть было не подвел под трибунал». Честный и благородный этот поступок, а че рез него и образ нравственно чистого и спра ведливого офицера навсегда отложились в душе Сыромятина. Как и в предыдущих произведениях цикла, ретроспективный план в повести «Ко лыбель души» (а события сорокалетней дав ности здесь тоже пропущены через призму воспоминаний и ощущений персонажей- фронтовиков) становится своего рода фун даментом для изображения современного бытия бывших воинов, которое у каждого из них сложилось по-своему. Линии судеб Куликова и Сыромятина так и не пересеклись в мирной жизни. Тысячи верст расстояния между ними, почти полное отсутствие информации друг о друге, раз ные социальные слои, к которым они при надлежали,— все это, разумеется, не спо собствовало их послевоенному сближению. Но вот что любопытно, вот на что обращает наше внимание автор; как бы далеки ни были они друг от друга, на исходе жизни терзает их одна общая забота — забота о сохранении для близких и дальних потом ков своих «колыбели души». Ну, а «колы бель души» — это, с одной стороны, сино ним «родового гнезда», важнейшего истока и источника духовного формирования чело века, а с другой — метафора, обозначающая сложившуюся и выкристаллизовавшуюся в череде поколений определенную нравствен но-этическую субстанцию, вне которой лич ность не может существовать. И эти заботы героев повести о сохранно сти «колыбели души», как убеждаемся при чтении, небеспочвенны. «Помру — и конец! Вместе с душой уйду, потому как не к кому прислониться будет, никто в ней не нуждается, а это конец! Ко нец роду Куликовых»,— горестно размышля ет смертельно больной генерал, наблюдая мелко-суетливое существование дочери и внучки, чье «повышенное чувство собствен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2