Сибирские огни, 1989, № 9
КРИТИКА ЛИТЕРАТаРПВЕДЕНИЕ Алексей ГОРШЕНИН НИКТО ИЗ НАС ЗАБЫТЬ НЕ СМОЖЕТ... О ВОЕННЫХ ПОВЕСТЯХ ВЯЧЕСЛАВА СУКАЧЕВА Л ет пятнадцать назад читатели, знако мые с творчеством тогда еще молодо го прозаика Вячеслава Сукачева, вряд ли могли бы предположить, что в не далеком будущем этот литератор всерьез возьмется за военную тему. Во-первых, из вестен он был тогда прежде всего светлы ми, проникновенно-лиричными, хотя и дра матичными иной раз, историями о любви, о жизни молодых современников (вспомним его повести «Любава», «На далеком, забы том полустанке», «У порога», «Повесть о любви»), которые, как и сам автор, родив шийся в год победных залпов, войну знали только понаслышке. А во-вторых, военная проза середины семидесятых, благодаря усилиям ведущих наших писателей — Ю. Бондарева, В. Астафьева, Г. Баклано ва, В. Быкова, Е. Носова, В. Богомолова, Б. Васильева, К. Воробьева и др.— была на таком подъеме, что вторжение молодого прозаика в ее заповедную для не нюхавших пороху зону, действительно, могло показать ся неслыханной дерзостью, если не нахаль ством. Тем более, что и сами фронтовики перед лицо.м этой великой в современной литературе темы испытывали и испытывают определенную робость. Так, В. Астафьев в свое время призна вался: «Я до сих пор не решаюсь написать первую строчку в романе. Страшно! Хватит ли сил и мужества написать эту по сущест ву еще не тронутую окопную правду». Не что подобное— «...прошло много лет, преж де чем я решился написать о войне»,— есть и в высказываниях Д. Гранина. А вот В. Быков в одном из интервью утверждает: «...Чтобы описать чувства человека в бою, в атаке, надобно самому их изведать... Оче видно, нельзя создать ничего стоящего, не обладая знаниями в этой области». Можно привести еше немало подобного рода суждений писателей фронтового поко ления. За ними — обостренное чувство от ветственности за каждое сказанное о войне слово. И, казалось бы... монопольное право на военную тему. Но все же... Все же пишут о войне, пыта ются воссоздать ее картины не только уча стники боев и сражений, лично пережив шие ее тяготы и ужасы, но и те, чья судьба впрямую не связана с конкретными реалия ми военного лихолетия. Как отнестись к таким попыткам и как со отнести их с приведенными выше высказы ваниями писателей-фронтовиков? Что стоит за тем, или иным произведением о великом подвиге народном, созданным «невоевав шими», чаще всего и родившимися после войны авторами: творческая дерзость, ос тавляющая за собой право на эксперимент даже с самым незнакомым материалом, са монадеянность, уповающая на легкий успех, или конъюнктурный расчет на непреходя щую актуальность тематики? Вряд ли на эти вопросы можно дать од нозначный ответ. Каждое произведение «не воевавших» содержит свой его вариант. Но что несомненно объединяет «невоевавших» как между собой, так и с литераторами фронтового поколения, так это настоятель ная потребность ощутить и осмыслить всю глубину военной пропасти, всю ее гибель ность как для человечества в целом, так и для каждой личности в отдельности. В высшей степени благородная и гумани стическая эта потребность наследуется от поколения к поколению, становясь поистине родовой чертой нашего народа. Вот почему прежде всего вместе с ветеранами огненных дорог о судьбе солдата Великой Отечест венной войны размышляют и «невоевавшие» литераторы. Как видим, военная проза Вяч. Сукачева возникла не на пустом месте. Она обуслов лена определенной историко-литературной ситуацией и духовной преемственностью. Впрочем, у тридцатилетнего в то время про заика были и какие-то внутренние, личные причины, побудившие его с пристальным вниманием всматриваться в мир огнепаль-'н ного поколения. Сыну солдата Великой Отечественной, Вяч. Сукачеву на своих жизненных дорогах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2