Сибирские огни, 1989, № 9
личия. Один из них, сидевший на корточках возле нетопившейся печки, был мне не знаком вовсе, двое же других, оба рыжеватокудрявые, пока зались мне теми самыми, которых я ищу. Во всяком случае, я сказал им, что мы встречались у Сорокина, и он теперь послал меня к ним на по мощь — ведь как-никак я могу быть и художником, но не под своим име нем, потому что под своим именем я буду выступать как поэт,— а под псевдонимом, хотя бы Аттик Тюрго. — Но почему у вас так холодно? — спросил я.— Почему вы не то пите печку, когда кругом дрова? —- и показал пальцем на двор за окном. И тогда один из них сказал другому: — Ха! Ты слыщищь, он говорит: дрова! А другой, улыбнувщись во все зубы, сказал уже мне: — Это не дрова, а мерзляки, колчаковские мертвяки-мерзляки. По нятно Вам, товарищ Аттик Тюрго?.. А изостудия закрывается. Вы при- щли слишком поздно, мы завтра разбредаемся кто куда... —- Мне кажется, что один из них был Игорь Славнин,— сказал я на следующий день Антону Сорокину, повествуя о своем визите в Кре пость.— А второй, которого я тоже видел однажды у Вас, как будто бы Тронов. А кто третий, не знаю. — Тронов — возможно! — ответил Антон Сорокин.— А Славнин — едва ли, скорее это мог быть Вощакин. Да, скорее он, а что до Славни- на,^то он, думаю, бежал стремглав на Восток. Несчастный! Едва успел выйти из тюрьмы, как напечатал перед самым крахом колчаковщины хвалебные стишки о дружинниках святого креста и зеленого полумесяца. А знаете ли, за что он сидел? За клептоманство. В раздевалке Коммер ческого клуба получил по поддельному номеру наугад чужую доху, ко торая за ним волочилась, как шлейф, потому что он маленького такого ростика! Действительно, ни один из моих недавних собеседников не был такого ростика. И, выслушав Антона Семеновича, я склонился к мыс ли, что, должно быть, со мной беседовал скорее Вощакин, которого я не знал лично, но чьи стихи мне очень понравились. До сих пор помню наизусть строки из его стихотворения, помещенного в какой-то га зетке: Где памятник, как призрак Голиафа, Закатная скрывает мгла. Стальная мачта радьотелеграфа Пронзает небо, как игла. Это он написал о радиомачте, на самом деле поставленной Колчаку интервентами почти в центре Омска — на площади у товаро-пасса жирских иртышских пристаней. Правда, никакого памятника, похожего на призрак Голиафа, там не было, это было только для рифмы, но все остальное соответствовало действительности: Внизу авто фырчат, рычат, как звери. Кинематограф — лавочки феерий — Цветные рассыпает огоньки. О, радио, ты мировой глашатай! Вот какие стихи писал Александр Вощакин, не зря объявивший себя в советском Омске, уже после краха колчаковщины, футуристом. Мне нравились и другие его, напечатанные при Колчаке, но явно иронические стихи о колчаковском Омске: «Ех опеп4е-1их] — сказали. — Здесь возрождение свершится!» Вот реют флаги на вокзале Над новою столицей. Прикрыв лицо степного зверства Культурной беженскою пленкой. Такою хрупкою и тонкой. Возникли в Омске министерства. Во всем подобие столицы, В двенадцать пушка бухнет ровно, А Любинский — Тверская словно,— Мелькают экипажн, лица.»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2