Сибирские огни, 1989, № 9
Ясно слышу свист: «Ах, ты консерватор! Новшеств не желаешь. Ату его!» Желаю. Всей душой. Как всей душой и не желаю бывать когда-либо в будущем в таких деревнях и в таких домах, как дом Григория Иваныча. Не желаю, чтобы кто- нибудь из следующих поколений, уже в ре зультате новых экспериментов, вот так же доживал свой век. Сегодня, произнося здравицы перестройке и хлопая ей в ладоши, мы хитровато при крываем глаза или косим их в сторону, не желая замечать тех противоречий, какие она несет. Не замечаем хапуг, ринувшихся в кооперативное движение с единственной мыслью «эх, гр-р-а-бану!», бросая тем са мым тень и на доброе дело, и на людей, ко торые пришли в это движение, искренне желая помочь общему делу. Не замечаем демагогов, сделавших профессию из одного голого крика. Много чего не замечаем. «Вдруг это будет на руку противникам пе рестройки?» А уж если что и накатит пря мо в глаза — не отвернуться, то киваем на застой: все оттуда. Семь десятилетий кива ли на пережитки капитализма. Сколько бу дем кивать на застой? Мне кажется, что иногда мы уподобляемся Мишке Кошевому из «Тихого Дона», который ясно растолко вал старикам, что соль и мазут буржуи вы везли за границу. Помните? «Кое-что он ви дел сам во время войны, кое о чем слышал, остальное же вдохновенно придумал с единственной целью — отвести недовольст во от родной Советской власти. Чтобы огра дить эту власть от упреков, он безобидно врал, ловчился, а про себя думал: «Не дю же большая беда будет, ежели я на своло чей и наговорю немножко. Все одно они сволочи, и им от этого не убудет, а нам явится польза...» Что из этого вранья, казалось бы, смеш ного и безобидного, получилось после, мы знаем. Так что пора, пора учиться на сво их ошибках, чтобы не набивать новые шиш ки на одних и тех же лба.х. Избежать их мы сможем при одном лишь условии: любой эксперимент, в каком бы высоком кабинете он ни родился, лишь тогда проводится в жизнь, когда получено на него народное «добро». __ Весь народ худа себе не пожелает. — Засиделись мы с тобой, спать, однако, пора.— Григорий Иваныч прибирает со стола, закрывает заслонку в печке и мол чит, выдохшись после нашего долгого раз говора. Останавливается посреди избы, долго смотрит в темное окно, выглядывая там что-то ему одному известное, и столько чувствуется в старике достоинства и внут ренней силы, что я невольно думаю: святые на Руси еще не перевелись. Оплакиваем и реабилитируем наркомов и поэтов, врачей и ученых. Так и должно быть. Не будем судить и рядить: чья судь ба оказалась тяжелее — наркома или кре стьянина, хотя есть здесь над чем пораз мыслить... Не будем. Другое горько. До Григория Иваныча и до миллионов подоб ных ему даже в таком святом деле, как восстановление справедливости, все не до ходят руки. Отменены приговоры прошлых процессов, отменены постановления, про диктованные злобой и неправдой, и лишь про высылку в необжитые районы с кон фискацией имущества и с поражением в правах нет официального документа. Значит, перед народом покаяться тяжелее, чем перед отдельными группами? Или прав писатель Николай Самохин, с горечью ска завший: «Они из тех, о ком не плачут. Они — не дети... а народ.»? Не маячит пока от вета. И горько вдвойне. Перед сном я вышел на улицу. Ветер стих. В сизых и рваных облаках легкой ло дочкой ныряла половина луны. Медленно, редко кружился первый в этом году снег и стояла над Деревней такая оглушительная тишина, что я слышал, как на волосы мне ложатся снежинки. Повинуясь неясному зову, спустился с крыльца и, чутко сторо жа каждый свой шаг, пошел по пустой и неживой улице. Разрушенные избы, при севшие в потемках еще ниже, хранили мол чание. Пустота. Но не отпускало чувство, что я не один в деревне, и даже не вдвоем с Григорием Иванычем. Кроме нас здесь есть кто-то еще. И вспомнилось одно народ ное поверье, и показалось оно в эти минуты самым что ни на есть правдивым. Поверье гласит: по ночам возвращаются в брошен ные деревни когда-то жившие и умершие здесь люди. Тогда хлопают калитки и став ни, скрипят двери и начинают петь петухи. Вслушиваюсь в звенящую тишину и мне блазнятся эти звуки, чудится, что ходит кто-то, мелькает прозрачной тенью в окон ных проемах темной избы. Кто? Может, тятя Григория Иваныча вернулся из таеж ного Нарыма попроведать родную Деревню, может, братья его, неизвестно где и за что сгинувшие, может, тихий ангел Танюшка поднялась с обского дна, может, мать ее и сестренки, может, из-под Берлина, из-под Москвы наведались сюда, встав из братских могил, солдаты Великой войны, может, пришли с заброшенного и глухого кладби ща все усопшие, чтобы погоревать, глядя на поруху? Кто? Не знаю. Только мнится мне, что все, все, кто появился на свет в этой Деревне, вернулись в нее, чтобы сказать: не забывайте нас, живые, знайте, что без памяти о нас, без груза бед наших и стра даний, слез и крови, вы собьетесь на обочи- , ну, а новую идею, какой бы лучезарной она ни была, провозгласите выше человека. Не сделайте этого. Утром Григорий Иваныч собрался меня проводить. Вышли мы на крыльцо и ахну ли — над землей стеной стоял снегопад. Бе лый и чистый, как и всякая новая жизнь. — А мне седни озеро опять снилось,— го ворит Григорий Иваныч.— Волна шумиг, нака-а-тывает... Мне совестно смотреть на него, мне ка жется, что я непоправимо виноват перед ним. Так в чем же она, моя вина? Не знаю. Не я срывал крестьян с места, не я выво зил их в дикий Нарым, не я объявлял де ревни неперспективными, не я... Но разве легче от этого? Мне хочется встать на колени, на первый, еще ничем не замаранный снег, и тихо ска зать: — Прости... Простите... 6 Сибирские огни № 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2