Сибирские огни, 1989, № 9
о многом хочется спросить еще Григория Иваныча, но я прикусываю язык, видя, как Тяжело дался ему немудреный рассказ: сгорбился, словно усох на глазах, и вздра гивающими руками все перекладывает спичечный коробок с одного места на дру гое. А ведь и сотой доли пережитого не вместилось в рассказ. После войны была еще долгая трудовая жизнь, и в ней тоже хватило всякого: тощие трудодни, оглуши тельные налоги, кукурузная эпоха и урезы вание подсобного хозяйства... Бесконечный социальный эксперимент, творимый над крестьянином, как над подопытным кроликом в лаборатории, при вел к тому, что убито главное — чувство хозяина на своей земле. Сегодня мы судо рожно пытаемся его вернуть, но разрушен ное годами в одночасье не восстанавливает ся. И даже у тех, кто взял землю в аренду, кто уже на деле доказал, как можно рабо тать, даже и у них нет по сей день твер дой уверенности в завтрашнем дне, потому что живет, подспудно, страх, переданный от родителей,— а вдруг? Довелось как-то раз говаривать со знаменитыми на всю страну братьями Кожуховыми из колхоза «Боль шевик» Ордынского района Новосибирской области. О них и с самой высокой трибуны говорено, и написано уже немало, да и уро жайность на полях, где они работают, го ворит сама за себя. Казалось бы, все кар ты и довольство в руки. И вот я спросил их: — А чего больше всего боитесь? И старший, Леонид, ни на секунду не задумываясь, с лету, ответил: — Что землю отберут. Бот чего боимся. А вместе с землей и чувство хозяина. У нескольких поколений подряд его вы колачивали с детства. Не миновали печаль ной участи и мы, родившиеся в начале пя тидесятых и видевшие, уже своими глазами, как в начале шестидесятых, когда ринулись мы догонять Америку, по деревне был нане сен еще один мощный удар, рубанувший под последние корни. Личное хозяйство сельских жителей сворачивалось за нена добностью, да и зачем оно, если через два десятка лет, вот уже, рукой подать, стоял перед нами готовенький коммунизм. Бместо коммунизма получили мы на руки через двадцать лет продуктовые талоны. А тог да... А тогда, чтобы продержать коровенку, исхитрялись кто как мог Б нашей деревне махонькие, курам на смех, участки отводи ли за Обью. И сенокос на отведенных уча стках был праздником. Бее вместе, все на виду, и ты сам, десятилетний работник, машешь своей литовочкой, чтобы заслужить скупую отцовскую похвалу, а еще лучш е- проходящего мимо соседа, взрослого мужи ка. Услышишь, обопрешься на косье, раз мажешь пот напополам с соплями по счаст ливой мордахе, оглянешься и таким уваже нием к самому себе преисполнишься, что и словами не выразить. Но скоро мы ставили свой законный стог и праздник кончался. Сено из-за Оби можно было привезти только по льду, в ноябре- декабре, не раньше, а до зимы скотину на до кормить. И рано утром, в потемках еще, мы с братом торопимся на ржаное поле. Там, на узеньких ленточках между рожью и березовым колком — трава. Колхозу она все равно не нужна, так и так под снег уй дет, но частнику косить строго-настрого нельзя. Слово «конфискация» к тому време ни подзабылось, и его заменили более дели катным— описать. Если поймают, сено опишут. Когда на дороге гудела машина, мы падали на землю и замирали. Косили до ночи. Ночью приезжал на машине отец, он работал шофером, траву скидывали в кузов и тайком везли домой, тайком пере таскивали ее на баню и в стайку. До сих пор помню, как это было стыдно и унизи тельно, как хотелось спать. И я, десятилет ний философ, на практике постигающий жизнь, размышлял: «Большим вырасту, ни когда корову держать не буду. Воровать нехорошо». Воровать — нехорошо, но жить — надо. Еще не раз и не два будут терзать меня и моих ровесников эти проклятые «ножни цы». День сегодняшний вырастает из дня ми нувшего. Все плоды и ядовитые — тоже имеют свои корни. Хлеб, который не успели обмолотить, сжигают прямо в валках, что бы отчитаться победной сводкой. Дойные коровы по самое вымя в навозной жиже. Дохлые телята в холодных дворах. Сено, сгнившее на лугу. Дороги, усеянные во время уборки зерном. И рядом — райко- мовско-райисполкомовские особняки, по строенные за государственный счет, пышные торжества в банкетных залах колхозных столовых, и тосты, непростые, а непременно «за выполнение планов пятилетки». Увы, уже ни один компьютер, ни одна ЭВМ ни когда не подсчитает, сколько было пропито в те годы народных денег слугами народа. Рядовой же состав отвечал тихой и не объявленной забастовкой. В банкетный зал его не пущали, и пил он где придется: не только дома, но и за магазином, на ферме, в мастерской, прямо на поле... Шарахаясь лживых, официальных трибун, люди за ста канами изливали душу, выкладывали все, что на ней было. А что было? Да простая тоска по человеческому достоинству, ведь не от скуки же, не от жиру заорал шукшин ский Ванька в начале семидесятых: «Да что «Ванька», что «Ванька»?! Чего ванькать-то? Вечно кого-то боимся, кого-то опасаемся. Каждая гнида будет из себя... великую тварь строить, а тут обмирай от страха. Не хочу! Хватит! Надоело!». Людям надоело, они устали быть мате риалом для социальных экспериментов. Устали быть винтиками, гвоздями, кем угодно, но только не людьми. Нынешние времена, нынешний, пожалуй, последний шанс вернуться к человеку, как к самоцен ной и главной идее, выстрадан не руководи телями, пусть и архихорошими, на которых, кстати сказать, сами того не замечая, мы снова начинаем наводить позолоту, они выстраданы народом. Но что это слышится знакомое, правда, чуть облагороженное? Да это же, простите, «человеческий фак тор»! Получше, конечно, чем винтики и гвозди, а все равно не радует. И мне ста новится страшновато, когда слышу новояв ленных, но по-прежнему хорошо упитанных экспертов, говорящих, что неплохо бы нам иметь свои платные больницы, свою безра ботицу, и рисующих с легкостью необыкно венной захватывающие планы новых эк спериментов с непредсказуемыми результа тами. На ком? Да опять же на нем, на на роде, А он и так весь в рубцах и шрамах.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2