Сибирские огни, 1989, № 9
Две коровы у нас было, две лошади. Раз жились потихоньку. Именно это «разжились» не понравилось тем, для кого их сограждане были прежде всего «массами, средством, орудием» для осушествления мировой революции. Малень кий Гриня ездил вместе с тятей продавать хлеб на базаре ьч, радостный, возврашался с гостинцами для сестренок, а в это время один из сибирских делегатов, Я. Шумяцкий, выступая на XI съезде РКП(б), оспаривая лозунг «Учитесь торговать!», говорил: «Ну, хорошо, мы многих товарищей пустим тор говать, они научатся этому делу прекрасно, ну, а когда, знаете ли, забьет набат, кото рого мы ждем с большим нетерпением, су меют ли они тогда взяться за что-нибудь другое? Я позволю себе в этом усомниться». Пройдет немного времени и сомнение это перерастет в уверенность, а уверенность — в силу жестокого приказа. Будут отодвинуты все экономические законы, их заменит про стое, как голое колено, требование: давай, а иначе... — Лет восемь мне уже было, я хорошо помню. Приходит к нам председатель сель совета и ну на тятю орать, что он отвез хлеб и продал на базаре. А тятя на нас, на ребятишек, пальцем тычет, ты их, говорит, обувать-кормить будешь? Твое галифе на них надеть, какое ты на стуле прошоркал? За словом в карман не лазил, через это и пострадал. Председатель кровью налился, я, помню, напужался — да в рев и на печку. А он, председатель-то, наган вытащил, на ставил на тятю, арестовываю, говорит, тебя. И увел. В сельсовете, сборня бывшая, там холодная была. Мужиков туда понапихали под самую завязку. Вечером мать узелок мне сует, беги, говорит, передай тяте. Я по бежал. Там уж милиционеры дежурят. Не пустили. А зима как раз была, морозяка, трясся я, трясся, окоченел и домой ни с чем подался. Мужиков в уезд увезли, хлеб у нас тем временем выгребли, ну а их там ко го постращали, кого посадили. Тятю вы пустили, партизанство, сказывал, выручило. Вернулся домой худой, завшивел, сял вот так на лавку и заревел. Ни разу не видел, чтобы он плакал, а тут, видно, прорвало. И перед кем мы, мать, говорит, провинились так, что спокойного житья не дают нам... Случай этот, рассказанный Григорием Иванычем, по всем приметам совпадает с зимой 1928 года, когда в январе выехал в Сибирь «для ликвидации прорыва в хлебо заготовках» товарищ Сталин. Он потребо вал применения чрезвычайных мер. «Давай, а иначе...» заработало на полную мощность. Открытые судебные процессы, массовое применение 107-й статьи, согласно которой виновные в спекуляции хлебом (а к спе куляции приравнивалась любая продажа) привлекались к судебной ответственности, товары их конфисковывались в пользу госу дарства. А еще: сотенные армии уполномо ченных, особые тройки, и, как самый глав ный аргумент и двигатель всех экономиче ских законов, — наган. Дело было сделано. План хлебозаготовок выполнили. Но уже весной этого же года начинается новая «кампания». Сибкрайком партии, выполняя волю Москвы, шлет на места новые дирек тивы: «усилить нажим», «продолжить при менение 107-й статьи». В тот год тятя Григория Иваныча засеял только половину своей пашни — не было семян. Семья перешла на полуголодный паек. — А вскорости нас и раскулачили.— Гри горий Иваныч сминает пустую пачку «Астры», и я вижу, как дрожат его руки. За окном совсем стихло, и слышным стало хриплое, стариковское дыхание, будто дол го-долго гнали человека, а он махнул на все рукой и остановился, чтобы хоть чуть- чуть передохнуть.— Да как, обыкновенно. Припомнили тяте братьев и в список его. А на следующий день председатель сельсовета пришел, вытряхивайтесь, говорит, дом и хо зяйство мы реквизируем. Собрали нас сорок две семьи таких, посадили на подводы и повезли. После на баржи загнали и по Оби потащили. Мать сильно уж убивалась. Когда от деревни отъезжали, она на телеге встала и смотрит, смотрит. Деревни уже не видать, а она все смотрит. Тятя, тот мол чал. Закаменел ровно. Ни слова, ни пол слова. Да, позабыл, у нас к тому времени еще одна девка народилась, Танюшка, грудная была. Танюшка первой и померла, на барже. У матери молоко пропало, и сги нула девка. Баржу не останавливают, плы вем и плывем. Тятя досок каких-то нашел, сколотил гробик, железяку к нему привя зал, так вот Танюшку мы в Оби и схорони ли. Приплыли в Нарым, высадили нас, а там миру на берегу, миру... Тятя шалашик собрал, живем, ждем, как про нас решат, пока ждали, еще одна сестренка померла, средненькая, Наташа. Мать заболела, ка шель с ей приключился, по целым ночам бухикала, бедная, ровно ее наизнанку вы ворачивало. Тут приходит военный из ко мендатуры, отбирает часть народу, не знаю, сколько уж нас там было, и ведет на посе ление. Пришли в урман — живого запаху нету, а у нас, на сотни-то людей, три топо ра и две пилы. Мать куриной слепотой за болела, ей там все мучились, тятя ногу подвернул, работать не может, хлеба не дают. Пришлось мне в упряжку залезать. Кое-как нору вырыли, а тут зима... Эх, па рень, все не расскажешь. Хлебнули горько го, до отрыжки. К весне мы с тятей только и выжили. А летом я и его похоронил — на лесозаготовках под сосну попал. Один ос тался, как уцелел, как выжил — до сих пор ума не приложу. На фронт нас, спецпере- селенцев, сначала не брали, ну а в сорок втором, когда приперло,— пошли, за милую душу. На полную выкладку воевал, три ме дали заслужил, раненый тоже три раза, вот до сих пор блямба на бороде осталась. Пос ле войны сюда, домой. Тетка еще жива была, у ней и устроился. В тот же год и женился. Марья у меня певунья была, как врежет частушку — звон стоит. Веришь — нет, коленки подсекались, как услышу. Хорошо мы с ей прожили, грех жаловаться. Двух сыновей на ноги поставили, Марья загадывала пятерых нарожать, а вот не случилось. Надорвалась на ферме и по женскому делу... угробилась на работе — так вот сказать. Парни у нас по •офицер ской линии пошли. Живут, правда, далеко. Вот и к матери на похороны опоздали. Чуть, было, не увезли, насилу от них от бился. Я уж отсюда никуда не тронусь — законное право имею. Понимаю, какой смысл вкладывает он в законное право, это значит — умереть на родной земле. Этого права, слава богу, ни кто у него отобрать не сможет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2