Сибирские огни, 1989, № 9
выражалась. И то, что произошло у меня с Дравертом, отчасти напоми нает мне только то, что произошло позднее у меня с Пабло Нерудоьч Когда я переводил его стихи, я сказал ему, что в одном из понравивших ся мне стихотворений я вижу такие-то и такие-то созвучия, но он отве тил, что это просто белые стихи, а я сказал, что, тем не менее, в них есть созвучия, он же ответил, что подчеркивать их не надо, они действитель но, может быть, и есть, но они случайны, так как, когда он писал это стихотворение, он сознательно писал их как безрифменные стихи, он тогда отрицал рифмование, и таким образом это не рифмы и не ассонан сы. Но я сказал: пусть так, это не рифмы, не ассонансы, какие-то иные, но созвучия, органически присущие Неруде, когда он находился в со стоянии рифмоотрицания, и Неруда — разговор шел через Эренбурга — в общем согласился со мной, и все кончилось благополучно. Однако все это было гораздо позже и все-таки Неруда, будучи поэтом, не был при этом профессором геологии, как Драверт, а с Дравертом я так ни о чем и не договорился, и рассердился он на меня не на шутку. И вот теперь, перечитывая все вышеизложенное, я думаю: а может быть, вся эта история с ритмическим чтением научной статьи была толь ко поводом для взрыва гнева, зародившегося и не только по этому по воду. Может быть, этот старый поэт и ученый, этот человек, отправлен ный в якутскую ссылку в тот год, когда я появился на свет божий, Петр Людовикович Драверт обижался на меня и по другой причине. Быть мо жет, в тот вечер, когда я в самоупоенье от успеха синей книжки своих исторических поэм и от похвальной статьи Драверта об этой моей книге пришел к нему в гости и не мог толковать ни о чем, кроме художествен ной литературы, может быть, в этот вечер ему особенно не понравилось, с каким я равнодушием лишь мельком взглянул на ту самую брошюрку «Монизм Вселенной». Ведь авторская дарственная надпись исходила, как я теперь понимаю, от Циолковского. Вот какая книга лежала на столе Драверта, покрытом чуть ли не космической пылью, ибо Драверт, Б числе всего прочего, был и сотрудником Вернадского по сбору косми ческой ПЫЛИ на Обском Севере, о чем я и считаю необходимым сейчас довести до сведения или напомнить биографам Петра Людовиковича. Но, впрочем, я не думаю, что и этот последний довод насчет Вернад ского будет всем без исключения ясен: для многих моих современников и имя Вернадского звучит не громче, чем имя его корреспондента Д ра верта, разве что именем Вернадского назван проспект на окраине Моск вы. Для тех, кому мало известно имя Петра Людовиковича Драверта, я и хочу сказать, пожалуй, следующее: Драверт, будучи трудолюбивым и самоотверженным ученым, писал стихи много лучше, чем, скажем, на учные стихи академика Николая Морозова, шлиссельбуржца, и если с чем-нибудь сравнивать поздно Драверта, чего вообще делать нельзя, потому что истинная поэзия неповторима, то, пожалуй, творчество Д р а верта в некоторой степени похоже на некоторую сторону поэзии упомя нутого выше Пабло Неруды, который, не будучи профессором геологии, сумел воспеть свое Чили, его горностойкосапфирную руку над флорою, высохшей от селитры. Пусть это сопоставленье двух столь разных поэ тов звучит сомнительно и спорно, но именно на этом и решил я закон чить свой скромный нехитрый рассказ об омском Фаусте. Но теперь я дописываю о том, что произошло дальше. А произошло следующее. Я прочел все это Виктору Уткову, тому самому Виктору, который^ столь блестяще дополнил мои воспоминания о художнице Елене Калач. И действительно, Виктор явился в урочный час. И, выслушав эту нехит рую повесть, он сказал решительно и прямо, что она ему не’ нравится. И как бы разворачивая мои воспоминания в обратном порядке, он начал с конца, сказав, что ему кажется натянутым сравнение творчества сиби ряка Драверта с чилийцем Нерудой и что он считает неуместным с моей стороны замечание, что ученый-поэт Драверт писал стихи гораздо луч ше, чем Николай Морозов, и это звучит непочтительно по отношению к славному шлиссельбуржскому узнику. Неужели я не нашел никакого 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2