Сибирские огни, 1989, № 9
ны убивать Амоса Коттла, и меньше всех У нас, здесь присутствующих. Вера была права, мы с Гасом зарабатывали на Амосе кучу денег. Зачем же нам или нашим же нам его убивать? — Для того, чтобы срубить сук, на ко тором сидим,— ласково заключила Филип па. Тони не обратил внимание на ее слова: — Мистер Лептой — один из самых вос торженных почитателей Амоса. Прочитайте его статью в воскресной «Таймс». — Я читал ее вчера, когда вернулся до. мой,— сказал Бэзил,— и не нашел никаких мотивов для убийства. Но я читал и статью Эйвери. — Да, Эмметт не жалует Амоса,— согла сился Тони,— но вряд ли можно предполо жить, что критик убивает романиста за то, что ему не нравятся его книги. — Однако это было бы лучше, чем пи сать такую статью,— вставил Лептой. — Благороднее покончить со своей ж ерт. вой кинжалом, чем ее мучить. — Но как после такой статьи Эйвери ока зался здесь?— спросил Бэзил. — Бесподобная миссис Пуси привезла его к нам без приглашения.— съязвила Ф и . липпа.— Несмотря на все свое литератур ное жеманство, Пегги Пуси не читает кри тических статей, а ее сын проспал утрен ние газеты. Она уже принесла нам из винения. Вчера вечером она мне сказала, что думала, будто все писатели дружат друг с другом. — боже мой,— не выдержал Гас. — Эта Пуси никогда раньше не видела Амоса,— продолжал Тони.— Так же, как Эмметт и Леппи... мистер Лептой. — Леппи? — переспросил Бэзил. — Вы давно знакомы? Филиппа рассмеялась: — Дорогой Бэзил, мир писателей и изда телей весьма невелик. Все знают всех. Многие так или иначе наследовали чьи-то дела, и в третьем поколении происходит настоящее кровосмешение, как в средне вековых династиях. — Но ведь Коттл ни разу не видел ни Лептона, ни Эйвери? — Амос был истинным художником,— сказал Тони. — Он вел уединенный образ жизни и полностью посвящал себя рабо. те. Он родился в другом мире, в отличие от нас всех, и у него не было контактов с писателями и издателями, пока он не на чал писать сам года четыре тому назад. О тец Мег был редактором в старом «Нек. тоьь, отец Эйвери — финансистом, специа лизировавшимся на делах издателей и пи сателей, он знал о них больше кого бы то ни было. Эмметт несколько лет с ним ра. ботал, пока не стал критиком. О тец Леппи владел небольшой переплетной фирмой Чикаго. Лучшие издания Лептона сейчас — коллекционная редкость. К несчастью, он был слишком художником, чтобы делать деньги, и Леппи занимается этим только как хобби. Мой отец продавал книги. Отец Гаса много лет был редактором у Скриб неров. Кроме Филиппы, мы все — насеко мые в волосах литературы. — Ещ е— кроме Веры и Пуси — добавила Филиппа. — Значит, в семье Амоса не было нико го, кто был бы близок к литературным кру. гам? — продолжал допытываться Бэзил. — Никого. Его биография напечатана на обложке «Страстного пилигрима» и «О т ступления». — Отступления? — Ну да, его первого романа «Никогда не зови к отступлению». Мы никогда не называем полностью. Или НЗО , или «От ступление». Сегодня отрывки из него напе чатали все утренние газеты. Такова жизнь. Редакторы, издатели, продавцы могут иног да родить критика, но оригинального писа теля почти никогда. Его появление на свет не подсчитаешь. — Ветер дует там, где его слышат,— ска зал Лептон. — Можно наследовать вкус, даже способности, но талант — никогда. — Вы думаете, Амос Коттл был талант лив? Леппи пожал плечами. — Я думаю, что да. Эмметт — думает иначе. Время покажет. О ттого издательское дело и попахивает спекуляцией, что нет точного критерия. — У Амоса было умение писать книги, которые продавались,— добавил Тони. — Что еще нужно издателю? Бэзил подождал, пока эти двое выгово рятся, и мягко продолжил: — Я прочитал биографическую справку на обложке «Отступления». Вчера вы мне сказали, что Амос Коттл — его настоящее имя. Я указал капитану Дрю на эту замет ку, и мы решили собрать нужные сведения, опираясь на изложенные в ней данные. П е кин, конечно, находится далеко от нас, но мы запросили полицию в Акроне, канце лярию протестантской церкви, военно-мор ской департамент и ночной клуб в Майами. Бэзил сделал паузу, но все молчали, как завороженные. — В городе Акрон не было зарегистри ровано ни одного жителя с фамилией Коттл, нет записи о рож|дении и женитьбе Мартина Коттла. Методистская церковь и не подозревает о том, что некие Мартин и Аманда Коттл в тридцатых годах жили в в Китае. «Голубой грот» был открыт в 1935 году, но у них никогда не работал че ловек по имени Амос Коттл. Военно-мор ской департамент также не имеет никаких сведений об Амосе Коттле. Получается, что Амос Коттл никогда не существовал. Бэзил в упор смотрел на Гаса и Тони: — Что вы знаете о человеке, который называл себя Амосом Коттлом? Чем он за нимался? 8 Лицо Тони напоминало маску игрока в покер. Оно было абсолютно непроница емым. Более эмоциональный Гас не мог сдержать промелькнувшей на его лице иро нии. Так стремительно проносящаяся по земле тень облака предупреждает о над вигающемся ветре. В заблестевших глазах Мориса Лептона появилось изумление. Мег казалась совершенно растерянной. Она не могла уловить суть слишком быст ро развивающихся событий, как будто проецирующаяся на экране кинолента двигалась с такой скоростью , что все кад ры сливались в одно расплывчатое пятно. Более уравновешенная Филиппа присталь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2