Сибирские огни, 1989, № 8

Владимир ЗАЗУБРИН ЗАМЕТКИ О РЕМЕСЛЕ Впервы е эти заметки увид ели свет на страницах наш его ж урнала 60 лет назад (1928, № 2 ) . Почему же спустя несколько десятилетий мы реш или перепечатать их? В ф евральском номере «Сибирских огней» за нынешний год редакция предложила читательскому вниманию не издававш ую ся ранее повесть В. Зазубрина «Щепка». А имен­ но с истории ее замысла, процесса работы над ней (хотя прямо она и не называется) и начинаются «Заметки о ремесле». Автор вводит нас в творческую лабораторию, знако­ мит с методологией писательского труда, делится сокровенными мыслями о литературе, о нелегком своем ремесле. «Мы живем чужими радостями и горем. Мы страдаем и радуем ся за тысячи людей, которых мы сами вы дум али»,— говорит писатель, ф орм улируя главную суть ж изнедея­ тельности художника, и по-зазубрински ярко, образно это иллюстрирует, превращ ая публицистические заметки в эм оционально насыщ енную лирическую н о веллу. Однако В. З а зуб р ин не ограничивается лиш ь кругом профессиональных забот, ибо понимает, что, как никакое другое, литературное ремесло много шире узко-цехового по­ нятия и по существу впитывает в себя всю окружающую жизнь, вне которой оно сущ е­ ствовать не может. Н е случайно так стремится В. З азуб рин на съезд партии. Здесь решаются судьбоносные вопросы в жизни страны, народа, и он, писатель, пересоздаю ­ щий своим воображением реальность, не может оставаться от них в стороне. В силу это­ го, впечатления о X V съезде партии, на котором присутствовал В. Зазубрин, в его за­ метках о писательском труде не кажутся чем-то инородным, хотя, несомненно, они инте­ ресны и оригинальны уже сами по себе. В ни х бьется пульс времени, ощущается го ря­ чее ды хание эпохи. Наверное, в частности, и потому, что, как признается сам писатель, он «записы вал все, что видел», что «ничего не вы думы вал и потому ником у не отдавал предпочтения». Это, однако, не значит, что автор только застенографировал, фотографи­ чески-бесстрастно заф иксировал эпизоды партийного форума и его участников. Отнюдь. В. Зазуб ри н и тут остается художником, предлагая читателю собственные непосредст­ венно-живые и своеобразные наблю дения, зримо передающие атмосферу этого истори­ ческого события, а также весьма характерные и неожиданные штрихи к портретам Ста­ лина, Бухарина, Рыкова, Орджоникидзе, Ворош илова, Молотова и д р угих известных политических деятелей. Худож ник больш ой изобразительной силы, В. Зазуб ри н в многогранной своей лите­ ратурной жизни зареком ендовал себя не только как прекрасный прозаик, но и как бле­ стящий публицист, умный критик, как человек бурного общественного темперамента. «Заметки о ремесле» — одно из убедительных тому доказательств. ЛЮБЕЗНЫЙ ТОВАРИЩ И ПИСАТЕЛЬ и А многолюдном собрании во время перерыва один любезный това- * * рищ подошел к молодому писателю и спросил: — Вы автор книги?.. — Любезный товарищ назвал только что появившийся роман молодого писателя. - Я. —• Как верно у вас описаны расстрелы... Вам что — приходилось са ­ мому? Вы участвовали?-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2