Сибирские огни, 1989, № 8
лина в литературе стало одним из ог раничителей, сдерживающих ее развитие». Сегодня, очевидно, предстоит столь ж е ос новательно, «без гнева и пристрастия» проанализировать последующие десятиле тия нашего литературного развития. Если разные точки зрения на литератур ный процесс двадцатых-тридцатых годов имеют все-таки явную тенденцию к сближе нию, то значительно сложнее обстоит дело с литературой сегодняшнего дня и особен но с так называемыми «запоздавшими» произведениями, с современными критичес кими оценками их. Здесь очень часто мы имеем дело с прямым противостоянием по зиций. Полагаю, однако, что и этого не сле дует бояться, ибо борьба мнений, дискуссии по поводу новых произведений были всег дашней особенностью литературного про цесса. Печально, что в последние десятиле тия таких споров и дискуссий становилось все меньше, что создавало лишь видимое единодушие. А кому такое единодушие нуж но? Какие оно несет результаты? Теперь это все понятно. Рецидивы тоски по такого рода «единодушию» и сегодня нет-нет да сказы ваются. Верно, теперь все-таки единичны случаи, подобные тем, о каких сообщала, напри мер, «Литературная газета»: подано в суд на газету и журналистов за оскорбление И. В. Сталина. Суд, конечно, отверг эти притязания. А вот прецедентов сознатель ной или неосознанной защиты Сталина и сталинизма еще предостаточно. Порою раз даются прямые требования о прекращении исследования фактов сталинского произво ла. Вот лишь несколько примеров такого рода. Так, Н. Зайцев в статье «Ответственность перед правдой. Принцип историзма и «ис тория современности» («Молодая гвардия», 1988, № 8) пишет: «В последнее время не которые деятели культуры вновь подни мают проблему культа личности, делая вид, будто не существовало XX съезда партии и постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (от 30 июня 1956 г.). Д алее критик обрушивается на тех авто ров, которые, по его мнению, только и за няты тем, что обязательно хотят «убавить» в оценках деятельности Сталина, причем не только в его организаторской и полити ческой работе, но и в теоретических трудах, далеко не безошибочных, и в обрисовке че ловеческого характера, особенно интересно го для художников слова». Тут ж е острый упрек В. Кондратьеву, который выразил со чувствие писателям старшего поколения, их судьбе, которая не позволила им «ска зать о своем времени всего, что они могли и должны были сказать». Конечно же, обес покоен Н. Зайцев и тем, что советскую классику вытесняют Ахматова, Булгаков, Пастернак, Платонов. Критик как будто бы и не знает, что эпо ха оттепели середины пятидесятых годов сменилась потом застойными годами, что командно-бюрократический стиль в идео логической работе привел к запрету мно жества произведений. Больше того, сами материалы XX съезда КПСС оказались в библиотечных спецхранах. Позиция Н. Зайцева предельно откро венна: все произведения художественной лн- тературы, которые «убавляют» в оценках Сталина ' и его деятельности,— антиисто ричны. Зато он, несомненно, признал бы исторически точными утверждения А. Лан- щикова в статье «Мы все глядим в Напо леоны...»: «Конечно, Сталин был великим государственным деятелем, и лично я стою на той точке зрения, что именно благодаря Сталину наша страна в очень короткий срок превратилась в могучую индустриальную державу и сыграла решающую роль в по беде над фашизмом. Хотя я и не рискну связывать величие или, сказать точнее, великость Сталина с идеями гуманизма...» («Наш современник», 1988, № 7). Спасибо и на последнем. Н адо бы еще после многочисленных документальных публикаций последнего времени о Стали не как о главном организаторе репрессий, ставившем свои карандашные «добро» на многих списках обреченных, выдать его за великого гуманиста. Но как это сделать, если XIX партконференция одобрила на. родную идею о сооружении памятника ж ерт вам сталинских репрессий, когда создан все союзный фонд для этих целей? Можно ли при таких теоретических, так сказать, посылках ожидать строго объек. тивного, научно выверенного подхода к анализу произведений, исследующих суть и причины культа личности Сталина, ста линизма? Такой подход действительно часто отсутствует в иных современных кри тических выступлениях. Пожалуй, наиболее резкие суждения вызвал со стороны та кой критики роман А. Рыбакова «Дети Арбата». Так, Н. Федь в произведении А. Рыба кова увидел лишь то, что «ресторанная столица изображена в романе на славу» («Наш современник», 1988, № 7). Не щадит критик и многие книги последнего време ни, зачисляя их в ряд «обличительных» со чинений. Это не только «Дети Арбата», но и «Зубр» Д . Гранина, «Исчезновение» Ю. Три фонова, «Пашков дом» Н. Шмелева. Вы деляется в этом ряду «Новое назначение» А. Бека, где, по убеждению Н. Федя, «па фос отрицания исторической реальности пре обладает над исторической правдой». Традиционными стали упреки в адрес А. Рыбакова, создавшего несостоятельный в художественном отношении роман: де шевая беллетристика. Стоит спокойно ра зобраться в этих упреках, насколько они состоятельны в плане литературно-крити ческих законов. Д а, в романе на первом плане молодежь Арбата тех лет, именно ее высвечивает ав тор, исследует характеры этого слоя моло дежи, не касаясь (или почти не касаясь) других социальных групп. Имел ли право автор на такой аспект своего ро мана? Безусловно, в такой ж е мере, как А. Толстой в своей трилогии или М. Горь кий в «Жизни Клима Самгина» имели пол ное право поставить в центр своих про изведений интеллигенцию, а, скажем, М. Шолохов в «Тихом Доне» — казачество. Речь идет не о сравнении книги А. Рыбако ва с этими вершинами советской литера туры, речь идет лишь о праве каждого пи сателя избрать свои, наиболее понятные, знакомые и дорогие ему аспекты действи тельности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2