Сибирские огни, 1989, № 8
чества наших советских писателей, лите ратурного процесса в целом, что не поз воляет навечно застыть тем или иным тезисам, выражаемым, тем более, чаще все го в пылу острой полемики. Пожалуй, наибольшее количество воз ражений вызвала в свое время статья А. Бочарова и, в частности, то место ее, в которой утверждается: «...я не вижу ни возможности, ни надобности в некой един ственно правильной истории литературы. Тосковать о такой истории побуждает только наша заскорузлая «винтиковая» лю бовь к единожды установленному, обяза тельно утвержденному наверху и неукос нительно соблюдаемому канону, при кото ром все иначе мыслящие тут ж е получают ярлык уклониста, ревизиониста, реляти виста» («Бопросы литературы», 1988, № 1). Далее автор статьи и выражал свое мнение относительно необходимых коррек тив в оценках тех или ияых произв'едений или авторов, занимавших лидирующее поло жение в наших историко-литературных кур сах по советской литературе прошлых де сятилетий. Среди названных им имен, ко торые должны будут определенным образом потесниться в таких курсах,— Д . Бедный, Д . Фурманов, Ю. Крымов, Ф. Гладков, Б. Ажаев, Б. Кетлинская, М. Исаковский, Б. Кожевников. Прежде всего А. Бочаров отнюдь не счи тал свою концепцию истории советской ли тературы единственно возможной. Оче видно, можно найти в его перечне спорные положения. Но так ли его концепция про тивостоит, скажем, концепции Ф. Кузне цова, который ведь тоже не исключает сме ну некоторых акцентов при анализе тех или иных произведений М. Горького, Б. Мая ковского, М. Шолохова? Нельзя не прислушаться и к голосу дру гого участника дискуссии — Е. Добренко, который прямо заявил: «Неприкасаемость классиков — страшный реликт авторитар ного и догматического мышления, несов местимого с наукой» («Бопросы литерату ры», 1988, № 8). Бее верно, хотя есть с чем поспорить и с этим автором, полностью отрицающим значение А. Фадеева в становлении совет ского психологического романа. А как сог ласиться с его утверждением, что А. Тол стого из эмиграции на родину привели боль ше всего преследования его зарубежных кредиторов? Можно ли видеть в его ис торическом романе «Петр I» всего лишь отражение «сталинской эпохи», «сплошной маскарад», «сплошные аллюзии»? Д а, необходимо, очевидно, более стро гое и современенное прочтение «Разгрома» и трилогии А. Толстого, нельзя пройти ми мо утверждения Е. Добренко, что А. Фаде ев не раз «проигрывал битву между писате лем и идеологом», тем более нельзя обойти и трагедию писателя, личности, далеко не в полной мере реализовавшей себя, как нель зя просто отмести и другое: в трилогии «Хождение по мукам» «сюжетные линии иногда скроены, как говорится, белыми нитками — сказочная легкость, с какой ге рои «случайно» встречаются по всей охва ченной революцией и войной России, не может быть не замеченной, слишком явно «выпирает» заданная конструкц::я.,.». Вот и А. Овчаренко в одной из своих последних публикаций о цикле статей М. Горького «Несвоевременные мысли», до сих пор не вошедшем ни в одно собра ние сочинений основоположника советской литературы, увидел в этой работе самые различные линии «правдивого отражения развития революции в России. Это и траги. ческий «Тихий Дон», и не скрывающие дей ствительной сложности русской революции произведения Дорохова, Зазубрина, Бабе ля, Тарасова-Родионова, Артема Веселого, Вячеслава Шишкова. А также «Чевенгур» Платонова, «Дськтор Живаго» Пастернака» («Лит. газета», 1988, № 37). Не обошлось, правда, в начале этой статьи без камня в адрес мнимых «про рабов перестройки», которые, по мнению А. Овчаренко, не щадят Маяковского, Есе нина, Шолохова и «жалкое место в соз нании современного человека хотят от вести Горькому». Но где, в каких серьезных литературно художественных и критических изданиях опубликованы опусы этих злостных ниспро вергателей? Или имеется в виду все та же статья в многотиражной газете московских художников, которая получила серьезную и аргументированную отповедь А. Михайлова на страницах «Литературной газеты»? Кстати говоря, А. Михайлов при этом отнюдь не ратовал за сохранение не которых окостеневших оценок иных произведений одного из осново.положников советской литературы — Б. Маяковского. Как видим, при внимательном и спо койном чтении дискуссионных материалов оказывается, что в конечном итоге пози ции порою остро спорящих далеко не про тивостоят друг другу даж е в таком кар динальном вопросе, как осмысление истори ко-литературного процесса на разных эта пах нашего послеоктябрьского развития. Очевидно, участникам самых различных дискуссий нельзя забывать одно серьезное положение из резолюции XIX партконфе ренции «О гласности» — «Никто не имеет монополии на истину». Б этом смысле импонирует и тон, и ос новательная аргументированность статьи М. Чудаковой «Без гнева и пристрастия», где не просто утверждается необходимость пересмотра иных теоретико-литературных постулатов двадцатых-тридцатых годов, но исследуются и причины этих явлений, исто ки тех литературных упрощений, которые порою диктовались самой действительностью тех лет, оказывались своеобразным «зака зом эпохи». Таких «заказов» исследова тельница называет несколько, утверждая при этом, что в иных случаях в литератур ной практике исполнение этих «заказов» ины.ми авторами опережалось: «Прежде всего была ясна необходимость поляризации — четкого противоположения: они и мы — пишет М. Чудакова...— Во-вторых, были предложены темы — недавнее прошлое и современность — как предпочтительные... В-третьих, явилось требование доступности как непременной обращенности литературы не к читателю, воспитанному XIX — нача лом XX века, а к тем, кто до той поры во обще не являлся читателем» («Новый мир», 1988, № 9 ). Нельзя не согласиться и с другим тезисом М. Чудаковой, что «ускорение темы Ста
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2