Сибирские огни, 1989, № 8

КРИТИКА ЛИТЕРАТЫРОВЕАЕНИЕ э. шик «и ТОЛЬКО ПРАВДА КО ДВОРУ!» К акие бы острые споры ни шли по поводу периодизации советской ли­ тературы и особенно ее современно­ го этапа, который исчисляется с середи­ ны пятидесятых годов, все ж е сегодня нет сомнения, что середина восьмидесятых положила начало новому периоду в раз­ витии нашей литературы. По-всякому его определяют в критике — новейшая совет­ ская литература, литература самых пос­ ледних лет, литература периода гласности и демократизации, перестройки и ускорения. Термины всегда находятся позже. Ясно одно — начало новому этапу в раз­ витии всей советской культуры и литера­ туры положил апрельский (1985 г.) Пленум ПК КПСС, определивший новый курс раз­ вития страны. Концепция перестройки, демократизации всего нашего обшества, гласности и ускорения получила свое даль­ нейшее обоснование и развитие на XXVII съезде КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции. Остро обсуждались проблемы развития советской культуры на форумах писате­ лей России и СССР, кинематографистов, художников, театральных деятелей. Не умолкают и не утихают и сегодня дис­ куссии в печати по самым кардинальным вопросам современного состояния совет­ ской литературы, ее теории и истории. Первенцами литературы нового этапа обычно называют «Пожар» В. Распутина, «Печальный детектив» В. Астафьева, «Плаху» Ч. Айтматова. Действительно, книги эти пришли к читателю в 1985-1986 гг. и поставили множество острейших проблем нашего бытия. Но разве советская литература шести­ десятых-семидесятых годов не ставила перед читателем множества столь ж е ост­ рых вопросов? Разве в более ранних про­ изведениях названных и многих не назван­ ных здесь авторов не звучал набат бес­ покойства? В. Распутин сказал свое тревожное сло­ во еще в повести 1967 года «Деньги для Марии». Последующие его работы «Пос­ ледний срок», «Живи и помни» и — осо­ бенно — «Прощание с Матерой» оказы­ вались в самом фарватере острейших со­ циально-экологических проблем. В. Астафьев в каждом своем произведе­ нии ставил необычайно важные социально­ философские вопросы. Вспомним хотя бы повесть «Пастух и пастушка», повествова­ ние в рассказах «Царь-рыба». То ж е самое можно сказать и о Ч. Айтматове, его «Бе­ лом пароходе», «Буранном полустанке». А как не вспомнить здесь произведения С. Залыгина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина и многих других? Д а, тревожные сигналы о неблагополу­ чии в морально-нравственном климате на­ шего общества советская литература пода­ вала на протяжении всех лет того, так называемого, застойного периода. Однако далеко не всегда, как стало теперь извест­ но, сигналы эти доходили до читателя. Сегодня публикуются десятки произведений, созданных пять — десять, порою двадцать — пятьдесят лет тому назад, так и не д о ­ шедших в свое время до читателя. И все-таки именно эти три книги В. Рас­ путина, В. Астафьева и Ч. Айтматова ока­ зались в центре споров и дискуссий на начальном этапе советской литературы са­ мых последних лет- И это не случайно, ибо они, книги эти, действительно содержали в себе некий заряд, который в предшествую­ щие годы проявлялся значительно слабее в книгах тех ж е авторов. Прежде всего, они буквально пронизаны публицистической страстностью. Автор­ ский голос, взволнованность и даж е потря- сенность описываемым слышится на каж ­ дой странице этих произведений. Но ведь, вместе с тем В. Распутин в повести «По­ жар» отнюдь не ослабляет глубину психо­ логического анализа хотя бы по отноше­ нию к центральному персонажу Ивану Пет­ ровичу Егорову. На первый план выдвига­ ется теперь выстраданная им мысль: «Так дальше нельзя!» Если в повести «Послед­ ний срок» необычайно сильно проступает эпическое начало, то в повести «Пожар»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2