Сибирские огни, 1989, № 8
КРИТИКА ЛИТЕРАТЫРОВЕАЕНИЕ э. шик «и ТОЛЬКО ПРАВДА КО ДВОРУ!» К акие бы острые споры ни шли по поводу периодизации советской ли тературы и особенно ее современно го этапа, который исчисляется с середи ны пятидесятых годов, все ж е сегодня нет сомнения, что середина восьмидесятых положила начало новому периоду в раз витии нашей литературы. По-всякому его определяют в критике — новейшая совет ская литература, литература самых пос ледних лет, литература периода гласности и демократизации, перестройки и ускорения. Термины всегда находятся позже. Ясно одно — начало новому этапу в раз витии всей советской культуры и литера туры положил апрельский (1985 г.) Пленум ПК КПСС, определивший новый курс раз вития страны. Концепция перестройки, демократизации всего нашего обшества, гласности и ускорения получила свое даль нейшее обоснование и развитие на XXVII съезде КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции. Остро обсуждались проблемы развития советской культуры на форумах писате лей России и СССР, кинематографистов, художников, театральных деятелей. Не умолкают и не утихают и сегодня дис куссии в печати по самым кардинальным вопросам современного состояния совет ской литературы, ее теории и истории. Первенцами литературы нового этапа обычно называют «Пожар» В. Распутина, «Печальный детектив» В. Астафьева, «Плаху» Ч. Айтматова. Действительно, книги эти пришли к читателю в 1985-1986 гг. и поставили множество острейших проблем нашего бытия. Но разве советская литература шести десятых-семидесятых годов не ставила перед читателем множества столь ж е ост рых вопросов? Разве в более ранних про изведениях названных и многих не назван ных здесь авторов не звучал набат бес покойства? В. Распутин сказал свое тревожное сло во еще в повести 1967 года «Деньги для Марии». Последующие его работы «Пос ледний срок», «Живи и помни» и — осо бенно — «Прощание с Матерой» оказы вались в самом фарватере острейших со циально-экологических проблем. В. Астафьев в каждом своем произведе нии ставил необычайно важные социально философские вопросы. Вспомним хотя бы повесть «Пастух и пастушка», повествова ние в рассказах «Царь-рыба». То ж е самое можно сказать и о Ч. Айтматове, его «Бе лом пароходе», «Буранном полустанке». А как не вспомнить здесь произведения С. Залыгина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Шукшина и многих других? Д а, тревожные сигналы о неблагополу чии в морально-нравственном климате на шего общества советская литература пода вала на протяжении всех лет того, так называемого, застойного периода. Однако далеко не всегда, как стало теперь извест но, сигналы эти доходили до читателя. Сегодня публикуются десятки произведений, созданных пять — десять, порою двадцать — пятьдесят лет тому назад, так и не д о шедших в свое время до читателя. И все-таки именно эти три книги В. Рас путина, В. Астафьева и Ч. Айтматова ока зались в центре споров и дискуссий на начальном этапе советской литературы са мых последних лет- И это не случайно, ибо они, книги эти, действительно содержали в себе некий заряд, который в предшествую щие годы проявлялся значительно слабее в книгах тех ж е авторов. Прежде всего, они буквально пронизаны публицистической страстностью. Автор ский голос, взволнованность и даж е потря- сенность описываемым слышится на каж дой странице этих произведений. Но ведь, вместе с тем В. Распутин в повести «По жар» отнюдь не ослабляет глубину психо логического анализа хотя бы по отноше нию к центральному персонажу Ивану Пет ровичу Егорову. На первый план выдвига ется теперь выстраданная им мысль: «Так дальше нельзя!» Если в повести «Послед ний срок» необычайно сильно проступает эпическое начало, то в повести «Пожар»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2