Сибирские огни, 1989, № 8
ИТ дело с обучением шорских детей. В письменных работах шорских ребят в каждом слове было по нескольку оши бок — они не знали русского языка. А их учили только по-русски. Были письма в правительство Российской Федерации. От вета не последовало.... Только в самые последние годы стали происходить небольшие положительные пе ремены: появились телепередачи и статьи о культурной жизни шорцев. Первый но мер альманаха «Огни Кузбасса» за 1988 год посвящен шорцам. Сибирским отделе нием АН СССР готовится к изданию про изведение шорского эпоса — «Шорский том». Молодежь создала в Таштаголе ан самбль «Чылтыс», в Новокузнецке — «Аль- гутик», в Междуреченске — «Оюн», где разучиваются шорские песни, пляски. В Новокузнецке ребята изучают шорский язык, интересуются историей, искусством, культурой шорпев. Но все это держится только на энтузиазме... Каким же мне видится выход из создав шейся ситуации? Необходимо законодательным актом включить шорцев в число малых народов Севера, развитие которых уж е давно стало объектом заботы и внимания государства. Таким образо.м определить статус-положе ние шорцев в социальной и социально-по литической жизни республики. Восстано вить все те права и обязанности шорцев, которые были определены правительством РСФСР еще в 1925 году. При получении статуса «малого народа» экономическое, культурное и национальное развитие шор цев будет находиться под контролем соот ветствующих органов Советской власти. Экономическое развитие районов, насе ленных шорцами, должно ориентироваться на ведение сельского хозяйства на основе передовой технологии с максимальным ис пользованием заброшенных земель. Для предотвращения дальнейшего сокра щения численности шорцев необходимо не замедлительно принять меры по снижению миграции населения шорских сел. Ради кальной мерой здесь станет выделение ка питальных вложений в развитие социаль ной сферы, дорожное строительство, со з дание новых сельскохозяйственных арте лей и кооперативов. Необходимо осуществить меры, направ ленные иа подъем национального самосоз нания шорцев: воссоздать шорскую пись менность, начать изучение родного языка в начальных и восьмилетних школах во всех районах проживания шорцев. Нужно изда вать газету на шорском языке, монографии о шорцах, произведения фольклора, исто рии, этнографии, антропологии, археологии, музыки шорцев. Настало время провести исследование социально-экономического и демографиче ского развития шорской народности. Р аз решить шорцам обмен паспорта, если гра фа «национальность» заполнена неверно. М. УГРИН, директор эколого-этнографического музея села Мильково Камчатской области ОБРАЗ КАМЧАТКИ В ГЛАЗАХ ИТЕЛЬМЕНОВ К акая потрясающая тайна и сила за ключена в глазах наших! Величай шим творением природы можно на звать их. По словам ученых, они есть вы несенные наружу участки центральной нервной системы, специализированные на восприятие зрительных образов и световой энергии, обеспечивающие 90 процентов всей информации, поступающей в орга низм. Глаза любимых долго помнят влюб ленные. А приходилось ли вам заглядывать в глаза пожилых северян? В них отражена сама вечность. Я расспрашивал многих ко ренных ительменов и ительменок, что же видели раньше и что сейчас видят их гла за? Что наиболее глубоко запало в их зри тельную память? Женшины, собирательни цы ягод, говорили, что когда долго-долго собираешь яркую ягоду, то даж е через много часов или суток стоит только за крыть глаза, как эта ягода встает перед глазами со вкусом и запахом. Также и бе ременная северянка зримо видит и осяза ет то, что необходимо ее ребенку. Оленево ды откровенничали: когда многие дни и месяцы вглядываешься в свое стадо, пом нишь каждого оленя и мгновенно глаза мо гут отыскать в табуне любого. Когда ж е оленевод приходит в стойбище или посе лок, стоит ему только закрыть глаза, как олени воочию стоят тут в глазах. Как это объяснить? Почему природа наградила таким свойством глаза человека? И для че го? Почему через глаза мозг заключает природу в себе? Коренные камчадалы, потомственные ры баки на реке Камчатке, делились со мной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2