Сибирские огни, 1989, № 8

Шории развивался собственный литератур­ ный язык. Тогда появились шорские поэты и писатели. Уже в 1936 году в Новосибир­ ске на шорском языке был издан сборник стихов «Кызыл Шор», В нем были напеча­ таны стихи Л. Тотышевой, В. Каныштаро- ва, В, Катышева, А. Бельчегешева, В. Мой- такова, В. Кискорова, С. Судочакова, а также стихи и переводы известного шор­ ского поэта Ф. Чиспиякова. В 1940 году в Нов.оси'бирске Т. Ф. Бабушкин издал сбор­ ник «Шор ныбактары» («Шорские сказ­ ки»), в 30-е годы увидели свет и другие художественные произведения шорских пи­ сателей и поэтов. После Великой Отечественной войны Ф. Чиспиякову, С. Торбокову и С. Тотышу пришлось писать только на русском языке, С. Торбокову — делать подстрочники сво­ им стихам, а порою писать на русском языке. Это была уж е не шорская и не рус­ ская поэзия. Работали эти шорские поэты и писатели плодотворно, но опубликовали они мало; у С. Торбокова вышло всего два небольших сборника стихов и детская книжка «Пих- точка». У С. Тотыша — несколько тонень­ ких книжек и последняя — повесть «Сын Тайги» (Кемерово, 1980). Ф. Чиспияков издал повести «В долинах Мрас-Су» (Ке­ мерово, 1957) и «Кинэ» (Кемерово, 1967), несколько десятков стихов и несколько по­ эм. Одна поэма так и осталась не опубли­ кованной. Это все. После смерти Ф. Чиспиякова, С. Торбо­ кова и С. Тотыша не появилось ни одно­ го шорского поэта и писателя. В Горно- Шорском национальном районе за каких- нибудь десять лет его существования было девять начинающих шорских поэтов, а за все время после Великой Отечественной войны (за сорок с лишним лет!) — ни од­ ного. Шорский народ за свою многовековую историю создал богатейший фольклор. О д­ них только произведений на 1 родного эпоса записано сто тридцать. А сколько сказок, песен, легенд, преданий, пословиц и пого­ ворок, загадок и произведений других жанров? Академическое издание произведений шорского фольклора было выполнено Н. П. Дыренковой (Шорский фольклор, М.-Л., 1940), поэтический перевод их и издание — сибирским поэтом А. И. Смердовым (Ай- Толай, Новосибирск, 1948). С тех пор поч­ ти ничего не издавалось. (Издания Г. Сы- солятина спорные). Еще хуже обстоит дело с изданием про­ изведений по истории шорцев. «Очерки по истории Шории» написал и издал Л . П. Потапов в 1936 году. С тех пор прошло более полувека, но на эту тему не издано ни одной монографии. Хотя исследования жизни шорцев ве­ дутся: написаны диссертации на соискание ученых степеней кандидатов наук. Изуча­ ют шорцев лингвисты, историки, социологи, археологи, антропологи, этнографы, фольк­ лористы и другие специалисты. Но их тру­ ды в виде монографических исследований не издаются, научные рекомендации на практике не применяются. Однако самый жестокий удар по естест­ венному саморазвитию шорцев был нане­ сен в 1958 году — закрытием всех шорских колхозов. Сегодня на территории Горной Шории много совхозов, но нет ни одного шорского. Шорские колхозы были закрыты, а взамен им почти ничего не было предло­ жено. Закрытием колхозов,, особенно в Южной Шории, шорцы были лишены воз­ можности жить и работать там, где они родились, где жили их предки по меньшей мере две тысячи лет, у которых была высокая организованность в быту и труде, была развита техническая мысль. Именно шорцы были прославленными ме­ таллургами и кузнецами Южной Сибири. В Северной Шории города и рабочие по­ селки возводились там, где были шорские колхозы. Так были построены города Осинники, Мыски, Междуреченск. А кол­ хозы и совхозы, где работают люди дру­ гих национальностей, были сохранены, на­ пример, в селах Атаманово, Безруково, Подабас, Берензас, Тальжино и др. И по сей день шорские села исчезают. Опустели десятки населенных пунктов, один за другим закрываются сельские Со­ веты. Взамен их создаются поселения из граждан, отбывших различные сроки лише­ ния св'ободы. Сегодня Горная Шорня (осо­ бенно южная) — территория, где разме­ щены десятки исправительных лагерей. Ка­ кое они оказывают моральное влияние на местное население? Причем многие лагеря построены или рядом с шорскими селами, или в самих селах. Начиная с 30-х годов, в Горной Шории идет сплошная вырубка леса горной тайги. На местах бывших охотничьих угодий шорцев остаются абсолютные оголенные от леса горы. Животный мир тайги или ухо­ дит, или гибнет. А шорские охотники, ли­ шенные охотничьих угодий, вынуждены по­ кидать свой родной край. Варварское истребление лесов, молевой сплав по реке Мрас-Су пагубно действует на природу края. Нельзя- сказать, что это никого не беспокоит. Беспокоит. Но от этого беспокойства мало пользы. Как ру­ били лес, так и рубят. Как сплавляли его по Мрас-Су, так и продолжают сплавлять... Трагедия еще состоит и в том, что основ­ ная масса шорского населения подвержена алкоголизму, часть молодежи — наркома­ нии. И как следствие — большое число са­ моубийств и гибели от несчастных случаев. Особо угрожающие размеры самоубийст­ ва шорцев приобрели в 60—70-е и после­ дующие годы. Именно в это время в од­ ном только селе Шор-Тайга Таштагольско- го района, где тогда было не более 20 дворов, покончили жизнь самоубийством С. Р. Судочаков (1936 года рождения), В. В. Кирсанов (1949 г. р.), А. А. Судоча­ ков (1953 г. р.), Н. А. Судочаков (1936 г. р.). Шорцы кончают жизнь самоубийством почти в каждом селе. Да, у нас в Горной Шории разыгралась драма, перешедшая в трагедию. Народ оказался на грани вымирания. Правда горькая, но это правда. Шорцы не были равнодушны к происхо­ дящему. Они писали в советские и партий­ ные организации. Автор этих заметок еше в 60-е годы отвез в Москву пачку тетра­ дей шорских учеников из школы села Бо­ родино в Министерство просвещения РСФСР, чтобы показать, как плохо обсто-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2