Сибирские огни, 1989, № 8
Шории развивался собственный литератур ный язык. Тогда появились шорские поэты и писатели. Уже в 1936 году в Новосибир ске на шорском языке был издан сборник стихов «Кызыл Шор», В нем были напеча таны стихи Л. Тотышевой, В. Каныштаро- ва, В, Катышева, А. Бельчегешева, В. Мой- такова, В. Кискорова, С. Судочакова, а также стихи и переводы известного шор ского поэта Ф. Чиспиякова. В 1940 году в Нов.оси'бирске Т. Ф. Бабушкин издал сбор ник «Шор ныбактары» («Шорские сказ ки»), в 30-е годы увидели свет и другие художественные произведения шорских пи сателей и поэтов. После Великой Отечественной войны Ф. Чиспиякову, С. Торбокову и С. Тотышу пришлось писать только на русском языке, С. Торбокову — делать подстрочники сво им стихам, а порою писать на русском языке. Это была уж е не шорская и не рус ская поэзия. Работали эти шорские поэты и писатели плодотворно, но опубликовали они мало; у С. Торбокова вышло всего два небольших сборника стихов и детская книжка «Пих- точка». У С. Тотыша — несколько тонень ких книжек и последняя — повесть «Сын Тайги» (Кемерово, 1980). Ф. Чиспияков издал повести «В долинах Мрас-Су» (Ке мерово, 1957) и «Кинэ» (Кемерово, 1967), несколько десятков стихов и несколько по эм. Одна поэма так и осталась не опубли кованной. Это все. После смерти Ф. Чиспиякова, С. Торбо кова и С. Тотыша не появилось ни одно го шорского поэта и писателя. В Горно- Шорском национальном районе за каких- нибудь десять лет его существования было девять начинающих шорских поэтов, а за все время после Великой Отечественной войны (за сорок с лишним лет!) — ни од ного. Шорский народ за свою многовековую историю создал богатейший фольклор. О д них только произведений на 1 родного эпоса записано сто тридцать. А сколько сказок, песен, легенд, преданий, пословиц и пого ворок, загадок и произведений других жанров? Академическое издание произведений шорского фольклора было выполнено Н. П. Дыренковой (Шорский фольклор, М.-Л., 1940), поэтический перевод их и издание — сибирским поэтом А. И. Смердовым (Ай- Толай, Новосибирск, 1948). С тех пор поч ти ничего не издавалось. (Издания Г. Сы- солятина спорные). Еще хуже обстоит дело с изданием про изведений по истории шорцев. «Очерки по истории Шории» написал и издал Л . П. Потапов в 1936 году. С тех пор прошло более полувека, но на эту тему не издано ни одной монографии. Хотя исследования жизни шорцев ве дутся: написаны диссертации на соискание ученых степеней кандидатов наук. Изуча ют шорцев лингвисты, историки, социологи, археологи, антропологи, этнографы, фольк лористы и другие специалисты. Но их тру ды в виде монографических исследований не издаются, научные рекомендации на практике не применяются. Однако самый жестокий удар по естест венному саморазвитию шорцев был нане сен в 1958 году — закрытием всех шорских колхозов. Сегодня на территории Горной Шории много совхозов, но нет ни одного шорского. Шорские колхозы были закрыты, а взамен им почти ничего не было предло жено. Закрытием колхозов,, особенно в Южной Шории, шорцы были лишены воз можности жить и работать там, где они родились, где жили их предки по меньшей мере две тысячи лет, у которых была высокая организованность в быту и труде, была развита техническая мысль. Именно шорцы были прославленными ме таллургами и кузнецами Южной Сибири. В Северной Шории города и рабочие по селки возводились там, где были шорские колхозы. Так были построены города Осинники, Мыски, Междуреченск. А кол хозы и совхозы, где работают люди дру гих национальностей, были сохранены, на пример, в селах Атаманово, Безруково, Подабас, Берензас, Тальжино и др. И по сей день шорские села исчезают. Опустели десятки населенных пунктов, один за другим закрываются сельские Со веты. Взамен их создаются поселения из граждан, отбывших различные сроки лише ния св'ободы. Сегодня Горная Шорня (осо бенно южная) — территория, где разме щены десятки исправительных лагерей. Ка кое они оказывают моральное влияние на местное население? Причем многие лагеря построены или рядом с шорскими селами, или в самих селах. Начиная с 30-х годов, в Горной Шории идет сплошная вырубка леса горной тайги. На местах бывших охотничьих угодий шорцев остаются абсолютные оголенные от леса горы. Животный мир тайги или ухо дит, или гибнет. А шорские охотники, ли шенные охотничьих угодий, вынуждены по кидать свой родной край. Варварское истребление лесов, молевой сплав по реке Мрас-Су пагубно действует на природу края. Нельзя- сказать, что это никого не беспокоит. Беспокоит. Но от этого беспокойства мало пользы. Как ру били лес, так и рубят. Как сплавляли его по Мрас-Су, так и продолжают сплавлять... Трагедия еще состоит и в том, что основ ная масса шорского населения подвержена алкоголизму, часть молодежи — наркома нии. И как следствие — большое число са моубийств и гибели от несчастных случаев. Особо угрожающие размеры самоубийст ва шорцев приобрели в 60—70-е и после дующие годы. Именно в это время в од ном только селе Шор-Тайга Таштагольско- го района, где тогда было не более 20 дворов, покончили жизнь самоубийством С. Р. Судочаков (1936 года рождения), В. В. Кирсанов (1949 г. р.), А. А. Судоча ков (1953 г. р.), Н. А. Судочаков (1936 г. р.). Шорцы кончают жизнь самоубийством почти в каждом селе. Да, у нас в Горной Шории разыгралась драма, перешедшая в трагедию. Народ оказался на грани вымирания. Правда горькая, но это правда. Шорцы не были равнодушны к происхо дящему. Они писали в советские и партий ные организации. Автор этих заметок еше в 60-е годы отвез в Москву пачку тетра дей шорских учеников из школы села Бо родино в Министерство просвещения РСФСР, чтобы показать, как плохо обсто-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2