Сибирские огни, 1989, № 8

тора, а жизнь их еще длиннее. Они р ож да­ ются у человека в ходе выполнения раз- лк 'ных трудовых операций, долгих дней и лет кочевки под аккомпанемент скрипа полозьев нарт, плеска весел, волн, а мо­ ментом их первого обнародования стано­ вится какой-нибудь располагающий к то­ му случай. Так, например, женщина свою песню готовит с момента, как только уви­ дела в своем стаде первого красивого оле­ ненка или ей подарили шкурку оленя пест­ рой масти. По мере того, как растет оле­ ненок или шьется одеж да, хозяева, ма­ стерицы подбирают слова для песни. Но песня еше не готова, новые слова к ней подбираются год, два и больше, словом, до тех пор, пока автор песни не увидит этого красивого оленя в упряжке, а хозяи­ на в новой одеж де, высоко оцененной дру­ гими мастерицами. Вот и настает время творцу сочинить песню до конца, создать образ своего труда и героя, который д о­ стоин, надежен, красив и статен, чтобы пользоваться теплом рук мастерицы и сшитой ею одежды Слова такой песни скупы, но точны; «Одежда, сшитая моими не очень быстрыми руками, удобна, на­ рядна, но и хозяин ее достоин того, что­ бы носить одеж ду, собранную из шкур на­ ших собственных ста оленей». И сегодня ненец не перестает петь о же­ лании иметь добрых продолжателей своего дела и родовой фамилии: «Есть у меня сы­ новья, которые не дадут погаснуть нашему огню». Огонь — это образ жизни и родины, об­ раз рода людского, его имени, фамилии и знак его славных дел, а также знак глу­ бокой, незабвенной памяти о предках и о тех, кто ушел из жизни безвременно. Вот почему у северных народов отноше­ ние к огню особое; не разведут костер где попало, кроме мест, подсказанных потреб­ ностями жизни,— в чуме, на кладбище и в комариную пору по краям стоянки, иа отдыхе оленей, около чумов. И больше, на всем протяжении огромной тундры, ни­ где мы не заметим следов от огня, остав­ ленных северянином. Такое отношению к огню, прежде всего, подсказано бережным отношением к при­ роде и долговечной дружбой с ней. Как и во всех других случаях проявления тонко­ стей души ненца, здесь важна психологи­ ческая и воспитывающая сторона воздей­ ствия обычая на характеры людей. И ни в коем случае нельзя это привязывать к ре­ лигиозным воззрениям ненцев и не мучить себя догадками, кто более суеверен — нен­ цы или ханты. Если желания людей жить по правилам сложившихся обычаев н тра­ диций похожи на проявление религиозно­ сти, то надо вспомнить русскую пословицу; «Привычка — вторая натура», тем более, что такие правила не дают «ржаветь» ду­ ше человека, учат его быть чутким, внима­ тельным к природе и людям, памяти серд­ ца. А. ЧУДОЯКОВ, доцент Новокузнецкого пединститута ТРАГЕДИЯ ШОРИИ В основной своей массе шорцы живут на юге Кемеровской области — в Горной Шории, в бассейнах Кондо­ мы, Мрас-Су и верховьев реки Томи. Они не имеют никакой формы государст­ венного устройства, хотя и являются ис­ конным населением Южной Сибири. После Октябрьской революции и образова.ния СССР, в Западно-Сибирском крае, в 1925 году был создан Горно-Шорский нацио­ нальный район. Тогда мои земляки получи­ ли статус «националов», что дало им опре­ деленные льготы и преимущества в полу­ чении образования, при выдвижении на руководящие должности и прочее. Это по­ ложение действовало по 1939 год. В 1939 году из одного Горно-Шорского нацио­ нального района было образовано три: Таштагольский, Кузедеевский и Мысков- ский. После чего национальный район пе­ рестал функционировать. Жизнь шорского населения края круто изменилась. Прежде всего, это коснулось прироста численности населения, кото.рый с 1969 по 1979 год со­ вершенно прекратился. А ведь до 1939 года была развита сеть общеобразовательных школ, где препода­ вание велось на родном шорском языке с первого по седьмой классы. Для этого бы­ ли написаны учебники и учебные пособия. В 1943 году преподавание на шорском языке в школах бывшего Горно-Шорского района было отменено, а главное — прекра. тилось изучение самого языка. С первого класса дети должны были говорить и учиться на русском, хотя основная масса детей не знала ни одного русского слова. В Горно-Шор'ско.м национальном районе издавалась газета «Кызыл Шор» («Красная Шория») на шорском языке. После упразд­ нения национального района газета была закрыта. До закрытия газеты, отмены преподава­ ния на родном языке в школах в Горной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2