Сибирские огни, 1989, № 8
тора, а жизнь их еще длиннее. Они р ож да ются у человека в ходе выполнения раз- лк 'ных трудовых операций, долгих дней и лет кочевки под аккомпанемент скрипа полозьев нарт, плеска весел, волн, а мо ментом их первого обнародования стано вится какой-нибудь располагающий к то му случай. Так, например, женщина свою песню готовит с момента, как только уви дела в своем стаде первого красивого оле ненка или ей подарили шкурку оленя пест рой масти. По мере того, как растет оле ненок или шьется одеж да, хозяева, ма стерицы подбирают слова для песни. Но песня еше не готова, новые слова к ней подбираются год, два и больше, словом, до тех пор, пока автор песни не увидит этого красивого оленя в упряжке, а хозяи на в новой одеж де, высоко оцененной дру гими мастерицами. Вот и настает время творцу сочинить песню до конца, создать образ своего труда и героя, который д о стоин, надежен, красив и статен, чтобы пользоваться теплом рук мастерицы и сшитой ею одежды Слова такой песни скупы, но точны; «Одежда, сшитая моими не очень быстрыми руками, удобна, на рядна, но и хозяин ее достоин того, что бы носить одеж ду, собранную из шкур на ших собственных ста оленей». И сегодня ненец не перестает петь о же лании иметь добрых продолжателей своего дела и родовой фамилии: «Есть у меня сы новья, которые не дадут погаснуть нашему огню». Огонь — это образ жизни и родины, об раз рода людского, его имени, фамилии и знак его славных дел, а также знак глу бокой, незабвенной памяти о предках и о тех, кто ушел из жизни безвременно. Вот почему у северных народов отноше ние к огню особое; не разведут костер где попало, кроме мест, подсказанных потреб ностями жизни,— в чуме, на кладбище и в комариную пору по краям стоянки, иа отдыхе оленей, около чумов. И больше, на всем протяжении огромной тундры, ни где мы не заметим следов от огня, остав ленных северянином. Такое отношению к огню, прежде всего, подсказано бережным отношением к при роде и долговечной дружбой с ней. Как и во всех других случаях проявления тонко стей души ненца, здесь важна психологи ческая и воспитывающая сторона воздей ствия обычая на характеры людей. И ни в коем случае нельзя это привязывать к ре лигиозным воззрениям ненцев и не мучить себя догадками, кто более суеверен — нен цы или ханты. Если желания людей жить по правилам сложившихся обычаев н тра диций похожи на проявление религиозно сти, то надо вспомнить русскую пословицу; «Привычка — вторая натура», тем более, что такие правила не дают «ржаветь» ду ше человека, учат его быть чутким, внима тельным к природе и людям, памяти серд ца. А. ЧУДОЯКОВ, доцент Новокузнецкого пединститута ТРАГЕДИЯ ШОРИИ В основной своей массе шорцы живут на юге Кемеровской области — в Горной Шории, в бассейнах Кондо мы, Мрас-Су и верховьев реки Томи. Они не имеют никакой формы государст венного устройства, хотя и являются ис конным населением Южной Сибири. После Октябрьской революции и образова.ния СССР, в Западно-Сибирском крае, в 1925 году был создан Горно-Шорский нацио нальный район. Тогда мои земляки получи ли статус «националов», что дало им опре деленные льготы и преимущества в полу чении образования, при выдвижении на руководящие должности и прочее. Это по ложение действовало по 1939 год. В 1939 году из одного Горно-Шорского нацио нального района было образовано три: Таштагольский, Кузедеевский и Мысков- ский. После чего национальный район пе рестал функционировать. Жизнь шорского населения края круто изменилась. Прежде всего, это коснулось прироста численности населения, кото.рый с 1969 по 1979 год со вершенно прекратился. А ведь до 1939 года была развита сеть общеобразовательных школ, где препода вание велось на родном шорском языке с первого по седьмой классы. Для этого бы ли написаны учебники и учебные пособия. В 1943 году преподавание на шорском языке в школах бывшего Горно-Шорского района было отменено, а главное — прекра. тилось изучение самого языка. С первого класса дети должны были говорить и учиться на русском, хотя основная масса детей не знала ни одного русского слова. В Горно-Шор'ско.м национальном районе издавалась газета «Кызыл Шор» («Красная Шория») на шорском языке. После упразд нения национального района газета была закрыта. До закрытия газеты, отмены преподава ния на родном языке в школах в Горной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2