Сибирские огни, 1989, № 8
ре, надо бы научиться этому умению со хранять в целости и сохранности места, отведенные для временных стоянок и чу мов, и буровых, и газопромыслов. В мнотоо.бразных узорах, вышитых жен щиной Севера,— вся тундра и ее люди, олени и звери видятся, как на ладони. Вот, к примеру, названия нескольких видов ор наментов; «нехэдяв» — изображает следы спуска с крутой горы; «падар», и «мя» — полоски разноцветной окантовки орнамен тов, подола и рукавов одежды — не что иное, как изображения рек, кустарников по их берегам, холмы и край дальнего го ризонта; «мядико» — чумы большого стой бища; «нэвак» — головки, изображающие множество людей большого стойбиша, «няваха» — заячьи ушки. Материалы, из которых сделаны изде лия, говорят об умелом использовании всех видов меха и его частей без расточи тельства, по-хозяйски, и подчеркивают от ношение женщины к результатам и своего труда, и труда мужчины — оленевода, охотника, рыбака. Забота о ребенке у матери-гундровички заключается не в том, чтобы обкладывать люльку мехами высокого качества. Здесь научились тоже руководствоваться целесо образной необходимостью и практичностью материалов для сохранения здоровья мла денца. Поэтому самым удобным для под стилки люльки нашли желтый мох — «нярцо» и «пемдя» — мех с длинным вор сом с шейной части шкуры оленя, а од е яльце — «сед» — готовится из лоскутков, обрезков, ибо сама жизнь дается не сразу в готовом виде, к жизни взрослого челове ка ребенок будет идти сам, набирая опыт и преодолевая на своем пути трудности, одерживая победы над собой и жизнью. В тундре выработаны строгие правила, по которым .не следует детей с малолетст ва приучать к ощущению достатка в семье. Принято говорить по этому поводу так: «Пусть ребенок одевается в то, что воз можно приготовить для него, ест то, что едят взрослые. Хорошую одеж ду он успе ет поносить, ведь его век только начался. Вот если бы мы знали, что ему скоро ухо дить из жизни, тогда можно наряжать во все лучшее и кормить самыми лакомыми кусками. А идя навстречу жизни, может ходить во всякой одежде, пока сам не за служит и не заработает». Изготовление любого вида одежды , ут вари, предметов обихода сопровождается внутренней мотивированной монологиче ской речью творца. Эта речь при удобных обстоятельствах становится песней. Испол ненная для всех, может быть, она когда- нибудь станет народной и переживет века? Женщина, готовя и подбирая ма.териалы, например, для ягушки-паны (верхняя жен ская одеж да), из шкур не очень красивой масти и качества, свои мысли в пеоне оформляет примерно так: «Я шью себе одеж ду из шкур, которые, может быть, другая женщина выкинула бы, но я шью и буду носить эту удобную и теплую ягуш- ку. И никто не подумает, что эти шкуры едва поддались выделке, что их мездра вся в заплатах. Надеюсь, никто меня с до роги не собьет, когда я пойду по улице в ней». Д л я человека тундры действительно яв л яется самым высоким достоинством, ког да ОН из материалов низкого качества из готовляет нужные, поле.зные вещи. Об этом слагаются песни; «Из старых сетей я приготовил невод. Рыба не обойдет его, ведь рыба не будет искать дыру, через которую можно выйти из невода». Другая песня на эту тему гласит: «У моего мужа рядом с другими, одетыми в гуси (муж ская верхняя одеж да из шкур белой и пе строй масти), пусть не будет такого на ряда, но в стуж у или дождь ему будет тепло и он будет слышать только завыва ние ветра». Не устает северянин петь и о своем жи лище: «Наш маленький чум спорит много лет с ветрами и вьюгами, дождями и гну сом. Он рядом с большими чумами прошел испытания времени». Выполняя те или иные трудовые опера ции, человек не может не сказать и о том, как ему это было нелегко, трудно и слож но осуществить, когда приходилось одер живать победы над собой, бороться с жизнью за жизнь. В эти трудные минуты, часы, дни и месяцы, бесконечные годы он каждый раз ставит перед собой цель, во имя чего и нужно делать все. Одинокая женщина, уставшая от болезней, душев ных переживаний и непосильного труда находит силы, чтобы вырастить детей. Вот ее песня; «На заре я встаю ради сына моего, хотя мне приходится нелегко. А к ночи я засыпаю крепко, заглушив боль сердца и души, все физические _недуги тем, что у меня есть ребенок родной». Однако и матери, и отцы неблагодар ных детей должны вставать в час, назна ченный зарей. Стимулом для них является сама жизнь, которая определяет цель, бу дит в душе человека желание быть полез ным для тех, кто стремится к жизни. Не- нещ 4 ие песни об этом наполнены идиома тическими выражениями. Некоторые из них можно приблизительно перевести так: «То светило (солнце), что вселенную обхо дит, невозможно назвать надоевшим. И ради того, что Солнце-жизнь есть, надо вовремя вставать». Или же: «Пока Солнце над головою мирно вращается, я не сник ну, потому что я вижу его, и не устану ви деть его, потому что Солнце смотрит на меня». Эти песни-думы заставляют человека бо роться с роковыми карами жизни и поднима ют его выше всех печалей. Например: «Бе лый свет не наскучит, и ты головой не за роешься в сугроб», т. е. ты сам доброволь но не можешь отдать себя в «руки смер ти». Еще одно выражение на эту тему гласит: «Глядя на белый свет и Солнце, ты не позволишь себе умереть на ходу, сумеешь постоять за себя в труде». Существование у каждого ненца своей индивидуальной песни (у каждого их мо жет быть и более десяти) говорит о том, что народ имеет большой поэтический дар. И ни в коем случае нельзя согласиться с теми, кто индивидуальную песню ненца склонен называть «хмельной», составлен ной экспромтом. Это мнение в корне оши бочно, и оно могло возникнуть только по недомыслию и непониманию сложного и длительного процесса создания песни в душе человека. Слова и мелодия рож да ются задолго до выхода песни из уст ав -,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2