Сибирские огни, 1989, № 8
НАРОДЫ СИБИРИ экология, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА Известно, что 64 процента территории Российской Федерации составляют районы Севера и приравненные к ним по условиям. Опыт переселенцев за последние десятилетия показывает: люди, приехавшие в не обычные климатогеографические условия без соответствуюицей подготовки с трудом адаптируются на новом месте, что приводит к большой обратной миграции на материк. Одна из причин тому — в корне неверная ориентация будущ их жителей Севера на не пременное «мужественное преодоление экстремальных условий». Такая установка, к со жалению, пронизывает весь комплекс общественного воспитания, начиная с дошколь ного и кончая политикой средств массовой информации. Вооруженный такими программами, «покоритель Севера» видит вокруг себя лишь «враждебную среду». Формируется известная психология «временщика», когда на пер вый план выходят сиюминутные своекорыстные интересы индивидуума, что неминуемо ведет к экологическому варварству. Оно проявляется как в отношении к окружающей среде, так и во взаимоотношениях между людьми. В то же время представители 26 национальностей живут на Севере постоянно. Это их Родина. Они имеют свой взгляд на условия жизни, из него проистекает их культура, обычаи, способ жизнеобеспечения и само мировоззрение. Не случайно приезжие, закре пившиеся на долгие годы и даже десятилетия на Севере, отличаются тем, что переняли у местных жителей в первую очередь их навыки. Поэтому давний лозунг «преодоления вековой отсталости» коренных народов Севера должен быть принципиально пересмот рен, а многообразный опыт северян тщательно изучен. Надеемся, что этому будут спо собствовать материалы в новой рубрике нашего журнала. Елена СУСОЙ, кандидат педагогических наук РУКОТВОРНОЕ, МУДРОЕ, ВЕЧНОЕ а.родная ненецкая культура, множе- уровнем мышления. Изначально мудро и ство ее ручейков и родников, способ- бережно отношение северянина к природе, на и сегодня питать нравственность тундре, издавна считающейся священной человека. Каждым словом, строчкой, пес- кладовой всенародного достояния, ней, вышитым узором призывает она к тру- Человек, знающий жизнь тундры и обы- ДУ — как высшей радости жизни, которую чаи северян, видел наши чумовища на сухих нельзя вести праздно прозябая. Причем ярах, где после перекочевки на недавней когда знакомишься с выставками декора- стоянке чумо-в не заметишь ни одной со- тивно-прикладного искусства, слушаешь ринки и вещи, выброшенной, как ненуж- произведения устного народного творчест- ный хлам. И через го.д люди вновь с радо- ва, замечаешь, что многие мастера и испол- стью «войдут в объятия» этой земли. Всем, нители обладают высоким поэтическим кому приходится сегодня кочевать по тунд-'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2