Сибирские огни, 1989, № 8

НАРОДЫ СИБИРИ экология, КУЛЬТУРА, ЭКОНОМИКА Известно, что 64 процента территории Российской Федерации составляют районы Севера и приравненные к ним по условиям. Опыт переселенцев за последние десятилетия показывает: люди, приехавшие в не­ обычные климатогеографические условия без соответствуюицей подготовки с трудом адаптируются на новом месте, что приводит к большой обратной миграции на материк. Одна из причин тому — в корне неверная ориентация будущ их жителей Севера на не­ пременное «мужественное преодоление экстремальных условий». Такая установка, к со­ жалению, пронизывает весь комплекс общественного воспитания, начиная с дошколь­ ного и кончая политикой средств массовой информации. Вооруженный такими программами, «покоритель Севера» видит вокруг себя лишь «враждебную среду». Формируется известная психология «временщика», когда на пер­ вый план выходят сиюминутные своекорыстные интересы индивидуума, что неминуемо ведет к экологическому варварству. Оно проявляется как в отношении к окружающей среде, так и во взаимоотношениях между людьми. В то же время представители 26 национальностей живут на Севере постоянно. Это их Родина. Они имеют свой взгляд на условия жизни, из него проистекает их культура, обычаи, способ жизнеобеспечения и само мировоззрение. Не случайно приезжие, закре­ пившиеся на долгие годы и даже десятилетия на Севере, отличаются тем, что переняли у местных жителей в первую очередь их навыки. Поэтому давний лозунг «преодоления вековой отсталости» коренных народов Севера должен быть принципиально пересмот­ рен, а многообразный опыт северян тщательно изучен. Надеемся, что этому будут спо­ собствовать материалы в новой рубрике нашего журнала. Елена СУСОЙ, кандидат педагогических наук РУКОТВОРНОЕ, МУДРОЕ, ВЕЧНОЕ а.родная ненецкая культура, множе- уровнем мышления. Изначально мудро и ство ее ручейков и родников, способ- бережно отношение северянина к природе, на и сегодня питать нравственность тундре, издавна считающейся священной человека. Каждым словом, строчкой, пес- кладовой всенародного достояния, ней, вышитым узором призывает она к тру- Человек, знающий жизнь тундры и обы- ДУ — как высшей радости жизни, которую чаи северян, видел наши чумовища на сухих нельзя вести праздно прозябая. Причем ярах, где после перекочевки на недавней когда знакомишься с выставками декора- стоянке чумо-в не заметишь ни одной со- тивно-прикладного искусства, слушаешь ринки и вещи, выброшенной, как ненуж- произведения устного народного творчест- ный хлам. И через го.д люди вновь с радо- ва, замечаешь, что многие мастера и испол- стью «войдут в объятия» этой земли. Всем, нители обладают высоким поэтическим кому приходится сегодня кочевать по тунд-'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2