Сибирские огни, 1989, № 8
ющими, как история, социология, собствен но педагогика. Поэтому сейчас можно наблюдать по разительные сцены: молодые вожди разу чиваются слышать негромкую жизнь ста риков, забывают их горький и иной опыт, обижают их невниманием, непониманием их простых запросов. Возрастают случаи жестокосердия, но не того, Шахматовского, а дежурного- Самое печальное, соратники Царева по лагают, что в колхозе главное — энерго вооруженность, в то время как определяю щим являются производственные и быто вые отношения. Плохо представляют мо лодые эволюцию колхозного строительства и превратно, в силу привнесенных обстоя тельств, толкуют основы народоправства, впрочем, они и не понимают его проблем во всей глубине. Не раз я наблюдал, как принимались решения, противоречащие су ти социалистического демократизма. На пример, кричащий пункт в «Мероприятиях по укреплению трудовой дисциплины в колхозе имени Кирова на 1977 г.»: «Прав ление колхоза, партком и исполком с/сове та Отмечают, что дети некоторых членов колхоза не регулярно посещают занятия, плохо учатся в школе или совсем ее бро сили и нигде не работают. При начислении дополнительной оплаты родителям будет учитываться успеваемость детей. Родители, дети которых плохо учатся или совсем не учатся, могут быть лишены дополнитель ной оплаты полностью или частично»,— здесь есть с чем спорить. Здесь следствия поставлены впереди причин. Поверхностная воспитательная, идеологи ческая, политическая работа отдает форма лизмом. Вот факт — я опросил десятки рядовых колхозников, педагогов, специа листов, даж е учащихся (ребят опрашивал классами), и никто не мог сказать, какие лозунги и плакаты висят на бригадных кон торах, у клубов, на сельсовете. Плакатам ж е и парадным цифрам несть числа, они ме няются время от времени, но никто ими не интересуется. Д а ведь так и по всей стране. Среди четырехсот журналов, получаемых ежемесячно, нет «Проблем мира и социа лизма», «Педагогики», «Вопросов исто рии», «Вопросов философии», «Нового ми. ра», «Нашего современника». Зато в гла зах рябит от «Экрана», «Советской эстра ды», «Крокодила», «Здоровья» и т. д. — из даний небесполезных, но вторичных. По библиотечным формулярам я ^узнал, что качество чтения художественной и науч ной литературы оставляет — мягко сказать — желать лучшего. Имеющийся книжный фонд используется едва ли на 10 процентов и бессистемно. Учителя утратили роль д у ховных поводырей. Обидно вдвойне, ибо в деревнях живут талантливые люди — пев цы, актеры, художники, сказочники. Р аз росшийся объем труда не позволил мне привести примеры народного творчества, кроме песен... Спиртное становится страшным спутни ком всех слоев населения: пьют многие женщины, пьют дети, пьют старики... Но еще Радищев не случайно обронил сло ва: «Мужик, идущий повеся голову в ка бак и возвращающийся оттуда навеселе, может многое объяснить, доселе необъяс нимое, в истории государства Российского». Уровень нравственности понизился — это видно по семьям, разрушающимся на гла. зах. Случайные связи, случайные браки, случайные дети и случайные родители не счастных детей. И никогда не было столько самоубийств. Винить здесь кого-то конкретно нельзя: ни Царев, ни Куроедова, ни молоденькая завклубом в Никитаеве Люда Данилович (громче — «заведующая Домом культуры») не осилят махину, именуемую Надстройкой. Так во имя чего мы затеяли коллекти визацию? Нелли Петровна Куроедова, председа тель сельсовета в Никитаеве, педагог по образованию, женщина совестливая, резовно считает, что именно сейчас, когда достигнуто благополучие и сильна техни ческая оснащенность колхоза, пора все задачи, сугубо производственные и духов ные, решать комплексно. Не отдавая пред почтение материальным заботам. Не срк. рет, что роль учителя на селе оказалась заведомо приниженной, какой-нибудь трак торист, с шестью классами, позволяет себе выкаблучиваться перед женщиной, которая учила его грамоте, проверяла его тетрадки и старалась удержать на уроках. Не сек. рет, что нашу интеллигенцию, плоть от пло ти народа, кое-кто все еще считает людьми второго сорта; так протягивается из 30-х годов неправильное отношение к людям, призванным помогать народу хранить и преумножать культурные традиции. Опыт коллективизации, доставшийся нам дорогой ценой, должен бы нынче взывать к демократизации управления, к полному самоуправлению, когда не только струк. туру посевов, но и все другие внутренние дела пристало решать коллективу через выборных и подотчетных ему вождей. Д а, именно сейчас материальная база в колхозе достигла уровня, при коем мож но предпринять небесполезные — и обяза тельно коллективные —■усилия, чтобы воз. родить здоровую моральную атмосферу на производстве и в быту. Какие это шаги — разговор специальный. Но то, что они дик туются временем, абсолютно неопровер жимо, мы уж е подошли к роковой чер те. Коль скоро я повел такую речь и на деюсь на возможные духовные перемены в колхозе, значит, и историю колхоза имени Кирова, тяжелую и драматичную, я пони- маю как нелегкое, но все-таки восхожде ние к идеалу. Я и сейчас вижу пути, каки ми надо идти, чтобы мужик все более за бывал посторонность, болел сердцем за дело... Многое я не сказал — сроки, на труд мой отпущенные, истекли и силы иссякли. 1 9 7 4 -1 9 7 8 гг., Тулунский район Иркутской области — город Иркутск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2