Сибирские огни, 1989, № 8

ющими, как история, социология, собствен­ но педагогика. Поэтому сейчас можно наблюдать по­ разительные сцены: молодые вожди разу­ чиваются слышать негромкую жизнь ста­ риков, забывают их горький и иной опыт, обижают их невниманием, непониманием их простых запросов. Возрастают случаи жестокосердия, но не того, Шахматовского, а дежурного- Самое печальное, соратники Царева по­ лагают, что в колхозе главное — энерго­ вооруженность, в то время как определяю­ щим являются производственные и быто­ вые отношения. Плохо представляют мо­ лодые эволюцию колхозного строительства и превратно, в силу привнесенных обстоя­ тельств, толкуют основы народоправства, впрочем, они и не понимают его проблем во всей глубине. Не раз я наблюдал, как принимались решения, противоречащие су­ ти социалистического демократизма. На­ пример, кричащий пункт в «Мероприятиях по укреплению трудовой дисциплины в колхозе имени Кирова на 1977 г.»: «Прав­ ление колхоза, партком и исполком с/сове­ та Отмечают, что дети некоторых членов колхоза не регулярно посещают занятия, плохо учатся в школе или совсем ее бро­ сили и нигде не работают. При начислении дополнительной оплаты родителям будет учитываться успеваемость детей. Родители, дети которых плохо учатся или совсем не учатся, могут быть лишены дополнитель­ ной оплаты полностью или частично»,— здесь есть с чем спорить. Здесь следствия поставлены впереди причин. Поверхностная воспитательная, идеологи­ ческая, политическая работа отдает форма­ лизмом. Вот факт — я опросил десятки рядовых колхозников, педагогов, специа­ листов, даж е учащихся (ребят опрашивал классами), и никто не мог сказать, какие лозунги и плакаты висят на бригадных кон­ торах, у клубов, на сельсовете. Плакатам ж е и парадным цифрам несть числа, они ме­ няются время от времени, но никто ими не интересуется. Д а ведь так и по всей стране. Среди четырехсот журналов, получаемых ежемесячно, нет «Проблем мира и социа­ лизма», «Педагогики», «Вопросов исто­ рии», «Вопросов философии», «Нового ми. ра», «Нашего современника». Зато в гла­ зах рябит от «Экрана», «Советской эстра­ ды», «Крокодила», «Здоровья» и т. д. — из­ даний небесполезных, но вторичных. По библиотечным формулярам я ^узнал, что качество чтения художественной и науч­ ной литературы оставляет — мягко сказать — желать лучшего. Имеющийся книжный фонд используется едва ли на 10 процентов и бессистемно. Учителя утратили роль д у ­ ховных поводырей. Обидно вдвойне, ибо в деревнях живут талантливые люди — пев­ цы, актеры, художники, сказочники. Р аз­ росшийся объем труда не позволил мне привести примеры народного творчества, кроме песен... Спиртное становится страшным спутни­ ком всех слоев населения: пьют многие женщины, пьют дети, пьют старики... Но еще Радищев не случайно обронил сло­ ва: «Мужик, идущий повеся голову в ка­ бак и возвращающийся оттуда навеселе, может многое объяснить, доселе необъяс­ нимое, в истории государства Российского». Уровень нравственности понизился — это видно по семьям, разрушающимся на гла. зах. Случайные связи, случайные браки, случайные дети и случайные родители не­ счастных детей. И никогда не было столько самоубийств. Винить здесь кого-то конкретно нельзя: ни Царев, ни Куроедова, ни молоденькая завклубом в Никитаеве Люда Данилович (громче — «заведующая Домом культуры») не осилят махину, именуемую Надстройкой. Так во имя чего мы затеяли коллекти­ визацию? Нелли Петровна Куроедова, председа­ тель сельсовета в Никитаеве, педагог по образованию, женщина совестливая, резовно считает, что именно сейчас, когда достигнуто благополучие и сильна техни­ ческая оснащенность колхоза, пора все задачи, сугубо производственные и духов­ ные, решать комплексно. Не отдавая пред­ почтение материальным заботам. Не срк. рет, что роль учителя на селе оказалась заведомо приниженной, какой-нибудь трак­ торист, с шестью классами, позволяет себе выкаблучиваться перед женщиной, которая учила его грамоте, проверяла его тетрадки и старалась удержать на уроках. Не сек. рет, что нашу интеллигенцию, плоть от пло­ ти народа, кое-кто все еще считает людьми второго сорта; так протягивается из 30-х годов неправильное отношение к людям, призванным помогать народу хранить и преумножать культурные традиции. Опыт коллективизации, доставшийся нам дорогой ценой, должен бы нынче взывать к демократизации управления, к полному самоуправлению, когда не только струк. туру посевов, но и все другие внутренние дела пристало решать коллективу через выборных и подотчетных ему вождей. Д а, именно сейчас материальная база в колхозе достигла уровня, при коем мож ­ но предпринять небесполезные — и обяза­ тельно коллективные —■усилия, чтобы воз. родить здоровую моральную атмосферу на производстве и в быту. Какие это шаги — разговор специальный. Но то, что они дик­ туются временем, абсолютно неопровер­ жимо, мы уж е подошли к роковой чер­ те. Коль скоро я повел такую речь и на­ деюсь на возможные духовные перемены в колхозе, значит, и историю колхоза имени Кирова, тяжелую и драматичную, я пони- маю как нелегкое, но все-таки восхожде­ ние к идеалу. Я и сейчас вижу пути, каки­ ми надо идти, чтобы мужик все более за­ бывал посторонность, болел сердцем за дело... Многое я не сказал — сроки, на труд мой отпущенные, истекли и силы иссякли. 1 9 7 4 -1 9 7 8 гг., Тулунский район Иркутской области — город Иркутск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2