Сибирские огни, 1989, № 8
лях гноем дышал, и — не выносил, сдавал ся. Молох войны уничтожил многих, немно гие вернулись. Погибшие остались в памяти односельчан и все еще задают разные воп росы оттуда, из небытия. Вот и меня тревожит один вопрос: что же это за удивительный народ — русские? В погибель гнула их судьбина в тридцатом году и все годы рокового десятилетия, но стоило грому грянуть, мужик наш перекре стил ребятишек, жене велел «живи пока живется», ушел и ожил, задвигался у про пасти на краю; и мы увидели вдруг лица, утратившие покорность, а исполненные силы и величия. Нет ли в самом деле здесь загадки? Дивизии генерала Власова состояли боль шей частью из добровольцев — факт безот радный: русская армия воевала против сво. их. И от наших деревень два делегата за тесались в РОА... Честолюбцев, неудачни ков, наконец, просто враждебных новому строю людей, да еще и невинно пострадав ших, если не простить, то понять можно — они искали прибежище для реализации не- сбывшихся надежд. Но почему многократно обиженные и по ставленные в унизительное положение полу- крепостных тулунские мужики не бросили оружие или — как власовцы — не поверну ли его против командиров? — тяжеленный вопрос. Ссылаться мы не смеем; фашист страшнее, мол, отечественных опричников. Не следует и лгать: наш мужик, Никита Моргунок и Вася Теркин, был-де уж е со циалистом до мозга костей. Действитель ность каждодневно отучала, а не обучала, крестьян от истинно социалистических ве рований. Они и православную веру успели частью растерять... Так что ж е случилось вдруг в 1941-м? Может быть, мощным толчком пробудился инстинкт национального самосознания... Или мужик, идя на войну, предвосхищал после военные перемены, послевоенное потепле ние... Все эти соображения и доводы хоро ши для братьев-интеллигентов, которых хлебом не корми, а дай подискутировать об особой избранности русского народа, о дальновидном терпеливом характере рус ского... Тут есть, конечно, и верные зерна — терпеть мы обучены. Женщины, например, в тулунских деревнях — они ведь не толь ко мужиков дожидались, беду перемогая. Силы теряя, они воистину терпели лихо летье. Но мужики... Скажу, что думаю о моих героях: война — не вообще война, а война на передовой — раскрепостила мужика. Под пулями врага мужики вдруг вспомнили, что тут-то как раз и не надо бояться — здесь пуля оборвет жизнь, но надсмотрщика тебе здесь не положено. Рядового и командира уравняла в окопе близкая гибель, и сразу сложилось и окрепло предсмертное это братство... И никакие особисты не властны были уничтожить на фронте мужицкую спайку. В 1956 году прочитал я в «Литературной Москве» стихи, чьи — не помню: «В год за темнения и светомаскировки мы увидали ближних без личин...» — так и на войне сердца освободились от подозрений. На войне мужик в гибельных обстоятель ствах обрел себя, вспомнил себя. У него и времени оказалось тут больше — в дож дь он подчас сидел в блиндаже, а не на гумне хлеб молотил, в снегопад грелся у буржуй ки или у плеча товарища. Михаил Петрович Непомнящих сказал: — Кабы знал, что после фронта в тюрьлЬу угожу, я б, Иваныч, дальше воевал, и бил бы танки энти... — Д а с кем бы ты воевал дальше, Миха ил Петрович? — подивился я, не сразу по няв подспудную горечь его слов. — С кем? С мировой буржуазией! Тама меня человеком считали, командир за ручку здоровкался. Ты, говорит, освободитель Расеи, Михаил, держи голову прямо... Сибиряку еще один невиданный прибыток Явился на войне. Европейские тихие моро зы, да ежели еще с солнцестоянием, оказа лись милы ему,— не то, что немцу иль из балованному теплом славянину-южанину. Д а, работать на войне было рискованно, но ему, крестьянину, привыкшему к обмо рочным заботам с малых лет, ратная служ ба пришлась по плечу. Потому, чем дольше длилась война, тем увереннее втягивался в нее и осваивался с ней и в ней мужик, по точному слову живого классика — утверж дался; немец же, напротив, не добившись скорой победы, дальше хотел воевать с комфортом и с выходными днями, немец мечтал о белых простынях, о которых наши мужики и не слыхивали. Немец, не только мещанин, но и рабочий, видел сны в окопе: как он ест с фарфоровой тарелки пышную котлету; а тулунский мужик, привыкший из горячего котла хлебать в поле и из обшей семейной чашки, а в семье народу было не меньше, чем солдат в отделении, — он и тут хлебал из медного котелка с аппетитом, да еще и надбавки просил, лишь бы балан да была погорячей да погуще- И спал он привычно на жестком, без пуховой подуш ки... Что и говорить — в разных условиях оказались на войне мы и иноплеменные вра ги. Но их никто и не звал, сами, не посту чавши для приличия, вошли в наш дом. И еще я думаю — скосило свинцовой метелью много наших, ой, как много, но живые вер нулись отдохнувшие и жадные до хлебороб ской круговерти. Издалека-то посторонние заботы в колхозе стали казаться родными, и взлет после войны оказался в первые годы высокий. Вот ведь как неожиданно повер нулось... НОВЫЕ ВРЕМЕНА Глава одиннадцатая Прошло много лет с той поры, когда вер нулись уцелевшие бойцы по домам, выросли и стареют их сыновья, а уж и внуки рабо тают — одни в колхозе, другие на стороне. Внук Иллариона Белова, например, в Афанасьеве стал бригадиром тракторной бригады, сменив Василия Казакевича, вну ка Пахома Казакевича. В мае 1977 года Василий, как и прабабка его Мария, ушел навсегда в тулунские леса... Выросли дети у Фроси Шолоховой, внуки Михаила Жоголева. Я застал младшего, В а. силия, еще в родительском гнезде, он был женат, работал самостоятельно на отцов ском комбайне. Д а, а с отцом его, Алек
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2