Сибирские огни, 1989, № 8
новные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции раз вития (эволюции) суть: развитие как умень шение и увеличение, как повторение, и раз витие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключаю щие противоположности и взаимоотноше ние между ними). ...Первая концепция мертва... Вторая — жизненна... Противопо ложности (отдельное противоположно о б щему) тождественны: отдельное не сущест вует иначе, как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдель ном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного»...* Мы снова вернулись к диалектике Ленина. «Всякое отдельное есть (так или иначе) об щее. Всякое общее есть частичка (или сто рона или сущность) отдельного». Так мои деревни и колхозы, микрокосм, могут — ес ли мы хотим называться диалектиками — свидетельствовать о колхозном движении по стране в целом, и у нас есть вое основания в микрокосме видеть частицу макрокосма. Народоправство только тогда имеет право называться таковым, когда не на словах, а на деле гарантировано самостийное здрав ствование общин (коллективных хозяйств по-новому), когда государство берет на се бя только правовую охрану самостийности и служит посредником в экономических от ношениях частей целого. Зарождение по добных тенденций мы наблюдали в период НЭПа, но скоро диктат и насилие возобла дали. Чем это закончилось — мы пронаблю дали в тулунских деревнях. Тонкость инструмента качественно нового насилия мы едва ли сейчас в силах постиг нуть. Я слышал усмешки серьезных людей, претендующих на интеллигентность, когда рассказывал им, например, о такой стран ной, на первый взгляд, мере отчуждения личности, как невзятие в армию. Во все ве ка рекрутировали молодежь, это было бе дой или горем для рекрута и семьи. А тут... да послушайте еще несколько историй, запи санных в наших же селах. Евгеньевского парня Пиколку Медведева, сына середняка, на службу в Красную Армию не взяли: у него, оказывается, двоюродный брат («срод ный» —■говорят в деревне) был «твердо- планщиком», за невыполнение очередного плана осужден по статье 107 Уголовного кодекса РСФСР, и Пиколка остался нерек- рутированным... А заусаевский Сашка Та тарников сам участвовал, вместе с Тимофе ем Горюновым, в раскулачивании и в колхоз записался, но дедушка у Сашки угодил в «кулаки», то есть в твердопланщики, и отста вили парня от почетной службы. Афанасьевского парня Федора Травнико- ва (чей сын Костя исповедовался на этих страницах — за дедов и родителей) также не взяли ни в артиллерию тебе, ни в пехо ту, даж е в обозные: сын-де кулака; но мы уж е знаем — никаким кулаком отец его не был- А Кешу Иванова, бедняка с заимки Мав рино, отвергли от солдатчины — «дядя и брат твердозаданцы, а он имеет связь с ни ми». Казалось бы, велика беда — гуляй на во ле. Ни штрафа, ни ссылки, ни тюрьмы. Но клеймо поставлено — с клеймом жить не возможно, и судьбы этих ребят на долгие годы оказались поломанными. Эпохой раньше страшно было не пойти в колхоз — ж дало разорение или гибель в от даленном краю. В тридцатых годах стало опасно выкинутым быть из колхоза, акценты насилия поменялись местами, и мужик го ловой вертел от полного отчаяния. Макар Харитонович Рыбаков жил на вы селках, но считался евгеньевским, колхоза имени Молотова артельным мужиком. Вот бесхитростное его письмо, подаренное архи вом: «...Утром дал лошади овса и зашел домой позавтракать, в это время ко мне приехал мой зять, который служит в лесозаводе, участок Неверовка, на казенной лошади, и ему было отпущено 4 ведра для лошади*. В это время явились предколхоза Габец (совсем незнакомая фамилия, никто из ев- геньевских не помнит такого, стало быть, залетная, недолгая птица.— Авт.) и член правления Романов и предложили мне этот овес принести в колхоз, что мной и сделано, и до тех пор овес был невыдан, пока зять не приставил справку из лесозавода. Это на меня зделали под кладку конюх Лысов Па вел и Шлапаков Коенофонтий, за то, что я сказал, почему у нас обортировались не сколько кобылиц, потому что кобылицы бы ли запущены на гумно и там наелись отхо дов разных, а конюха были пьяные. Это бы ло 25 декабря, по старому в праздники Рождества». Макара Харитоновича, автора этого пись ма, выбросили из колхоза. Никакого собра ния или заседания правления колхоза в по мине не было — даж е для близиру, как го ворят в народе, не пытались соблюсти демо кратические нормы. Мужик сразу занеду жил, он знал — это погибель. А в Бодаре Авдотью Григорьевну Пехову на восьмом месяце беременности выгнали из колхоза за... пьянство мужа. А вот краснофлотец Я. А. Гайворонский прямо с корабля пишет на землю: «Мою семью выкинули из колхоза за то, что мой брат написал заметку в колхозную стенга зету о пьянстве членов правления». А вот никитаевский сюжет: «Кляузами исключен из колхоза. Исключен неправиль но, так общее собрание не обсуждало... Прошу Р. И. комитет (райисполком) не ут вердить мое исключение, так как пятилет ний стаж колхозника должен цениться осо бым вниманием. Засем изложеное в моем заявлении подтверждают и заверяют кол хозники данного колхоза «Обновленный путь» Воробьев Василий, Салабочикова, Мо скалева Мария, Чесноков Николай, Пер фильева Васса, Никитин, Можинов, Зенков, Комышовы Петр и Степан» (всего 74 под писи). Имя просителя Иннокентий Назаров, брат Кости Назарова, который уйдет вот- вот по этапу и не вернется». Есть и вовсе жестокие — дальше неку да — репрессалии: у афанасьевской Евдо кии Ларионовны Мурашевой отобрали при усадебный участок, осталась баба без ово- ' в. и . Л е н и н . Поли. собр. соч., т, 29, стр. 316—317—318. ‘ Стиль письма сохраняю, лишь расставляю знаки препинания, их не признавал Макар Ры баков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2