Сибирские огни, 1989, № 8
газетные публикации. Но оба источника, тем не менее, сливаются в общий хор, коллек тивно рисующий портрет времени, именно 30-е годы. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ Глава девятая После того, как материал предыдущих глав оказался сгруппированным, много воп росов становится ребром, среди них прежде всего вопросы: 1. Что ж е такое социалисти ческое народоправство? 2. Добились ли на ши мужики того, о чем возмечтали, вняв пророческим речам Ленина в далеком мар те 1921 года? Намерен я обговорить эти вопросы не медленно, ибо дальше чрезвычайные собы тия (кровопролитная война с германским фашизмом) отодвинут актуальность подни маемой проблематики. Конечно, и в этой главе я буду стараться отвечать на эти вопросы как публицист, а не как теоретик. У меня просто силенок не хватит идти в ногу, скажем, с Ключевским или Соловьевым-младшим, иль Струмили- ным, говорю это без уничижения. Оставаясь на скромных позициях очерки ста, для начала позволю себе усомниться в собственной правомерности строить далеко идущие рассуждения и выводы на базе двух десятилетий из жизни четырех деревень Ту- лунского захолустья, на материале противо речивом. Чтобы как-то избавиться от сомне ний, придется прибегнуть к испытанному ме тоду — обратиться все ж е к помощи... тео ретиков. Осмыслению философского классического наследия Ленин посвятил годы мировой войны. Двадцать девятый том Полного Соб рания Сочинений Ленина свидетельствует о многосторонности интересов вождя буду щей Октябрьской революции и добросовест ном познании открытого в сфере чистой нау ки — Логики. Фрагмент «К вопросу о диа лектике» невелик по объему, но глубок', он- то и понадобится для подтверждения орто доксальной правоты, выстраиваемой мной на столь малом фундаменте, как история че тырех деревень. «Раздвоение единого и познание противо речивых частей его... есть суть... диалекти ки... На эту сторону диалектики обычно об ращают недостаточно внимания: тождество противоположностей берется как сумма примеров, а не как закон познания». И далее: «Тождество противоположно стей... есть признание (открытие) противо речивых, взаимоисключающих, противопо ложных тенденций во всех явлениях и про цессах природы (и духа и общества в том числе»)". Прервем цитирование этой мысли Лени на и обратимся еще раз к противоречивым, взаимоисключающим, противоположным тенденциям описываемой мной эпохи. Вначале послушаем устные предания. Они ' в примечаниях говорится, что «имеющиеся в тексте фрагмента ссылки на «Метафизику» дают основание полагать, что он был написан уже после того, как В. И. Ленин прочел сочинения Аристотеля». Л е н и н Поли. собр. соч.. т. 29, стр. 659. “ Полы. собр. соч., т. 29, стр. 315—317, трагичны. Д о сих пор в наших деревнях были редки случаи исключительного наси лия, но с декретированием колхозного строя, в канун и после принятия Конститу ции СССР 1936 года, резко возрос репрес сивный характер власти. Так, в Никитаеве жил старик по фамилии Емельяненко, прия тель Федора Ломакина, советчик по всем пашенным делам: он знал лучшие сроки се ва и начала уборочной, мог предсказать по году на лето еще зимой. Был у Емельянен ко допотопный календарик, он вел по не му счет ненастным дням в разные десятиле тия своей недолгой жизни: считал он себя стариком, а было ему лишь за пятьдесят. Никитаевские председатели охотно выслу шивали советы Петра Никодимыча, и редко когда он ошибался. В годы первой мировой войны Петр Емельяненко был ранен на полях Галиции и навсегда запомнил фамилию Лупекин: со служивец Лупекин струсил в бою и предал своих немцам. В 1936 году на выборах в областной совет Емельяненко узнал, что сын означенного Лупекина баллотируется кан дидатом в депутаты. Он и взвился, Емель яненко: — За предательского последыша голосо вать не желаю, такова моя воля. Мужики посмеялись — нашел-де, чем на род удивить: и правда, раньше многие не ходили голосовать. В отдельные выборы в наших деревнях — по сводкам РИКа — не являлось до 20—25 процентов избирателей, кстати, и в Шерагуле подобная картина на блюдалась. Народ, до того не знавший, что такое представительная демократия, равно душно, не враз принимал очередные выбо ры. Ну, выборы да выборы. Вот и в тридцать шестом году Емельянен ко позволил себе вольготно отнестись к че ловеку, которого судил своим судом, вполне возможно, и неправедным: сын-то, Лупекин, почему должен за отца отвечать? Но имел ли право (конституционное) ни- китаевский вольнодумец отказаться от го лосования? — Конечно. Право избирать — п р а в о , а не обязанность. А имел ли пра во Емельяненко высказывать свои сообра жения о кандидате? — Безусловно, имел аб солютное право, впрочем, даж е и обязан был предупредить односельчан о совершае мой — возможно — ошибке. Но к вечеру, к концу голосования, приехал на коне мили ционер из Тулуна, арестовал мужика, и ис чез правдолюбец навсегда и бесследно. Ос талось у него пятеро внуков (сын-то его ра нее погиб), внуки пухли от голода и влачи ли жалкое существование. Б 1937 году в том ж е Никитаеве взяли сразу восемь человек — по обвинению во вредительстве и шпионаже в пользу... Япо нии, а также и в противлении районным якобы властям. Среди них оказался Андрей Сопруненко. У Андрея Борисовича было пять родных братьев и две сестры, семья слыла дружной, спаянной. Приехали Сопру- ненки до революции еще, с Украины, так, не покладая рук, и работали, жили в достатке, и в колхозе дела у них ладились. Но Андрей был несдержанным. Б гражданскую войну по горячности своей он увел у отца само вольно двух коней, взамен оставил старых кобыл, и воевал — на стороне красных. По том Борис Давыдович женил Андрея на Шурочке Огневой, думая, что остепенил сы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2