Сибирские огни, 1989, № 8

газетные публикации. Но оба источника, тем не менее, сливаются в общий хор, коллек­ тивно рисующий портрет времени, именно 30-е годы. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ Глава девятая После того, как материал предыдущих глав оказался сгруппированным, много воп­ росов становится ребром, среди них прежде всего вопросы: 1. Что ж е такое социалисти­ ческое народоправство? 2. Добились ли на­ ши мужики того, о чем возмечтали, вняв пророческим речам Ленина в далеком мар­ те 1921 года? Намерен я обговорить эти вопросы не­ медленно, ибо дальше чрезвычайные собы­ тия (кровопролитная война с германским фашизмом) отодвинут актуальность подни­ маемой проблематики. Конечно, и в этой главе я буду стараться отвечать на эти вопросы как публицист, а не как теоретик. У меня просто силенок не хватит идти в ногу, скажем, с Ключевским или Соловьевым-младшим, иль Струмили- ным, говорю это без уничижения. Оставаясь на скромных позициях очерки­ ста, для начала позволю себе усомниться в собственной правомерности строить далеко идущие рассуждения и выводы на базе двух десятилетий из жизни четырех деревень Ту- лунского захолустья, на материале противо­ речивом. Чтобы как-то избавиться от сомне­ ний, придется прибегнуть к испытанному ме­ тоду — обратиться все ж е к помощи... тео­ ретиков. Осмыслению философского классического наследия Ленин посвятил годы мировой войны. Двадцать девятый том Полного Соб­ рания Сочинений Ленина свидетельствует о многосторонности интересов вождя буду­ щей Октябрьской революции и добросовест­ ном познании открытого в сфере чистой нау­ ки — Логики. Фрагмент «К вопросу о диа­ лектике» невелик по объему, но глубок', он- то и понадобится для подтверждения орто­ доксальной правоты, выстраиваемой мной на столь малом фундаменте, как история че­ тырех деревень. «Раздвоение единого и познание противо­ речивых частей его... есть суть... диалекти­ ки... На эту сторону диалектики обычно об­ ращают недостаточно внимания: тождество противоположностей берется как сумма примеров, а не как закон познания». И далее: «Тождество противоположно­ стей... есть признание (открытие) противо­ речивых, взаимоисключающих, противопо­ ложных тенденций во всех явлениях и про­ цессах природы (и духа и общества в том числе»)". Прервем цитирование этой мысли Лени­ на и обратимся еще раз к противоречивым, взаимоисключающим, противоположным тенденциям описываемой мной эпохи. Вначале послушаем устные предания. Они ' в примечаниях говорится, что «имеющиеся в тексте фрагмента ссылки на «Метафизику» дают основание полагать, что он был написан уже после того, как В. И. Ленин прочел сочинения Аристотеля». Л е н и н Поли. собр. соч.. т. 29, стр. 659. “ Полы. собр. соч., т. 29, стр. 315—317, трагичны. Д о сих пор в наших деревнях были редки случаи исключительного наси­ лия, но с декретированием колхозного строя, в канун и после принятия Конститу­ ции СССР 1936 года, резко возрос репрес­ сивный характер власти. Так, в Никитаеве жил старик по фамилии Емельяненко, прия­ тель Федора Ломакина, советчик по всем пашенным делам: он знал лучшие сроки се­ ва и начала уборочной, мог предсказать по­ году на лето еще зимой. Был у Емельянен­ ко допотопный календарик, он вел по не­ му счет ненастным дням в разные десятиле­ тия своей недолгой жизни: считал он себя стариком, а было ему лишь за пятьдесят. Никитаевские председатели охотно выслу­ шивали советы Петра Никодимыча, и редко когда он ошибался. В годы первой мировой войны Петр Емельяненко был ранен на полях Галиции и навсегда запомнил фамилию Лупекин: со­ служивец Лупекин струсил в бою и предал своих немцам. В 1936 году на выборах в областной совет Емельяненко узнал, что сын означенного Лупекина баллотируется кан­ дидатом в депутаты. Он и взвился, Емель­ яненко: — За предательского последыша голосо­ вать не желаю, такова моя воля. Мужики посмеялись — нашел-де, чем на­ род удивить: и правда, раньше многие не ходили голосовать. В отдельные выборы в наших деревнях — по сводкам РИКа — не являлось до 20—25 процентов избирателей, кстати, и в Шерагуле подобная картина на­ блюдалась. Народ, до того не знавший, что такое представительная демократия, равно­ душно, не враз принимал очередные выбо­ ры. Ну, выборы да выборы. Вот и в тридцать шестом году Емельянен­ ко позволил себе вольготно отнестись к че­ ловеку, которого судил своим судом, вполне возможно, и неправедным: сын-то, Лупекин, почему должен за отца отвечать? Но имел ли право (конституционное) ни- китаевский вольнодумец отказаться от го­ лосования? — Конечно. Право избирать — п р а в о , а не обязанность. А имел ли пра­ во Емельяненко высказывать свои сообра­ жения о кандидате? — Безусловно, имел аб­ солютное право, впрочем, даж е и обязан был предупредить односельчан о совершае­ мой — возможно — ошибке. Но к вечеру, к концу голосования, приехал на коне мили­ ционер из Тулуна, арестовал мужика, и ис­ чез правдолюбец навсегда и бесследно. Ос­ талось у него пятеро внуков (сын-то его ра­ нее погиб), внуки пухли от голода и влачи­ ли жалкое существование. Б 1937 году в том ж е Никитаеве взяли сразу восемь человек — по обвинению во вредительстве и шпионаже в пользу... Япо­ нии, а также и в противлении районным якобы властям. Среди них оказался Андрей Сопруненко. У Андрея Борисовича было пять родных братьев и две сестры, семья слыла дружной, спаянной. Приехали Сопру- ненки до революции еще, с Украины, так, не покладая рук, и работали, жили в достатке, и в колхозе дела у них ладились. Но Андрей был несдержанным. Б гражданскую войну по горячности своей он увел у отца само­ вольно двух коней, взамен оставил старых кобыл, и воевал — на стороне красных. По­ том Борис Давыдович женил Андрея на Шурочке Огневой, думая, что остепенил сы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2