Сибирские огни, 1989, № 8
у Курбатова, видимо, имелась сильная ру ка. «24 марта 1827 года Григорий Курбатов является в Чечуйский острог, подает подчи ненному комиссару, т. е. приказчику ^воло сти, Василию Сенотрусову послушный указ и читает при собравшихся крестьянах и слу жащих людях в земской (т. е. судной) избе указ о своем назначении (управлять во лостью)»,— вот так поворот событий»'. Сам зарвавшийся Курбатов признался, что «Выслушав ея императорского величе ства указ оные крестьяне в той земской из бе скрычали неоднократно, вельми громко... А именно громко крычали (назвал в доносе 16 имен) и все Чечуйской волости пашен ные крестьяне»^. Собирается второе объемистое дело и на правляется в начале июля в Иркутск^ уже против крестьян. А Иркутск, по другой, так сказать, линии, продолжал требовать вы сылки Курбатова на Ангару и угрожал илимскому воеводе штрафом. Главных противников Курбатова и его самого отослали в Иркутск, скоро пришло сообщение — обидчик крестьян не будет подчиненным комиссаром. И еще пример, самый что ни на есть ак туальный — по налогам: оказывается, как и в описываемую мной пору, но только две сти лет ранее ее, «налоговое законодатель ство,было настолько сложно, что вряд ли во всей России нашелся бы человек, твердо и безупречно разбиравшийся во всей паутине налогов, особенно в применении их в от дельных местностях страны. Крестьяне Илимского воеводства с момента создания его платили хлебом, затем были введены де нежные сборы... Где-то крестьяне Яндин- ского острога вычитали из одного указа Петра, изданного в 1724 году; «Кто сверх подушных денег что станет требовать лиш нее, то... за оное преступление учинена бу дет смертная казнь или сосланы будут веч но на галеры с наказанием и вырыванием ноздрей и лишением всего имения»... Яндин- ские крестьяне посылают в Иркутск выбор ного челобитчика пашенного крестьянина Павла Москалева и в заявлении ссылаются на приведенное выше место из указа Пет ра I: мы платим-де подушные, но с нас еще берут хлеб, поступают, значит, против ука за. Это, вероятно, неповторимый в истории налогов счастливый случай. Воевода пред лагает таможенному голове дать справку — по какой цене покупалась рожь в Илимске на винное курение. Голова отвечает, что рожь покупалась по 7 и 8 копеек пуд. Вое вода требует справку из приказной избы — сколько было взято в государственную каз ну хлеба с яндинских крестьян, и быстро получает требующиеся сведения. Далее про изводится подсчет суммы, и воевода велит выдать крестьянскому челобитчику Павлу Москалеву «деньгами за каждый пуд по на стоящей средней цене... по осем копеек»... Мы-то с вами, читатель, полагаем — сей час выпишут справочку мужикам, и будьте довольны, так ведь? — Нет, прибыл уполно моченный крестьян с денежками домой, то-то радости было. «Все дело было решено быст ро — челобитная в Иркутск подана 22 июня 1726 года, деньги в Илимске получены 28 июля»'. Подчас крестьяне в своих челобитных де лали весьма обидные замечания в адрес ме стного начальства (того же воеводы), и на чальство терпело, не взрывалось, не стано вилось — как горожане говорят — в позу, ибо знало: лучше мир с миром, нежели вои на. Но не только тихими средствами отстаи вали сибирские крестьяне свои права. Быва ло — в рост поднимались, брали в руки ору жие. В конце XVII столетия крестьяне Брат ского уезда подняли восстание, требуя из гнания приказчика Кафтырева. Петровская администрация не посмела поднять руку на крестьян, а Кафтырев схлопотал наказание — азиатское, разумеется: был он бит кнутом и сослан в рядовые казаки^. Тут ни убавить, ни прибавить, и иначе, полагаю, и не могло быть: утеснения рож дали жалобы и протест, протест влек за со бой государственное насилие, и мало кто из обиженных бывал удовлетворен. В свое время князь, а потом революцио нер-анархист Петр Алексеевич Кропоткин, долго наблюдая сибиряков, пришел к выво ду, что «для народа решительно невозможно сделать ничего полезного при помощи адми нистративной машины. С этой иллюзией я распростился навсегда»®. Вольно князю так рассуждать — а сиби рякам жить надобно было, сосуществуя с «административной машиной». Помнится, позже левые эсеры упрекали большевиков в насаждении социалистиче ской доктрины, и Ленин ответил им публич но с трибуны Всероссийского центрального исполнительного комитета: — Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократи. ческий автоматизм; социализм живой, твор ческий, есть создание самих народных масс^ О, прекраснодушный Ильич! Кстати, после Октября Ленин имел дол гую беседу с апостолом русского анархиз ма, суть беседы досконально неизвестна, но понятно, о чем они могли говорить — о са мостоятельности трудящихся масс. В 1917 году мы на весь мир громыхнули о праве масс на самоуправление, и вот — пример тулунской землицы, возможность наблюдать, как оно пошло по Руси, поеха ло. Дело доходило до курьезов. С одной сто роны жесточайшие казенно-бюрократиче ские акты, с другой —- трогательные сцены единения не токмо с трудящимися, но и с их детьми.... Уникальное свидетельство, по даренное все тем неисчерпаемым колодцем, сейчас я приведу. «Протокол заседания детской конферен ции, состоявшейся 8 января 1929 года под председательством Татаринова Петра и секретаря Мордовии. Присутствовали ученики Заусаевской шко лы 120 человек и представители от Канды- рика (правильно — Кандарика) и деревни Половина. ■ в. Н Ш е р с т о б о е в . Илимская пашня. Иркутск. ОГИЗ, 149, т. 1, стр. 178—179. ‘ Ш е р с т о б о е в . Илимская пашня. Иркутск, ОГИЗ. 19-19, т. 1, стр. 179. ь Ш е р с т о б о е в . . . т. IV., стр. 180—181. “ Ф. И. К У Д Р я в ц е в. Восстания крестьян, по садских и казаков Восточной Сибири в конце XVII века. Иркутск, ОГИЗ, 1939, стр. 73-77. ^ П. А. К р о п о т к и н . Записки революционе. ра. М., Мысль, 1966, стр. 206. ‘ В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., х. 35. стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2