Сибирские огни, 1989, № 8
ОЧЕРК И ПЫВЛИЦИСТИКА Борис ЧЕРНЫХ СТАРЫЕ КОЛОДЦЫ ХРОНИКА НАДО ЖИТЬ ДАЛЬШЕ Глава седьмая Р аньше, рассказывая о тулунских со бытиях 20-х годов, упомянул я, как горячо протестовали мужики-активи сты против «дерзкого вызова англичан», они клялись дать отпор против всяких покуше ний на рабоче-крестьянскую страну. И вот покушения начались, застонала обширная земля — уезд за уездом, но нигде не про рвался наружу гнев, нигде уголья не разго релись в пламя, спалившее бы обидчиков. И читатель вправе усомниться: что за кроткие дети крестьяне? Или автор, сам бес хребетный, нарочно рисует их непротивлен цами? Не может быть, чтоб мужики не пы тались оборонить себя от произвола... Но припомните — обороняли, как умели; в период продразверстки даж е оружие бра ли в руки, а после обучились ненасильствен ным методам — писали письма (архивы в стране забиты миллионами их писем, прав да, доступ к ним ограничен), выходили из артелей, бежали в леса, как кардойцы, или даж е решались на жертвенный уход из жиз ни. Мало этого? А другое и не придума ешь... Когда уже была закончена работа над этой рукописью, я дал ее почитать одному грамотному человеку, и он посожалел, что я не обратился к давешнему опыту местной борьбы крестьян за поруганное достоинство. Упрекнул он меня в неком полуутаивании крестьянской правды. Не мятежные Яик и Дон имел он в виду; и задним числом ре шился я вставить местный материал —• авось ляжет в строку. Оказывается, сибирское пашенное кресть янство умело миром оборонить себя. Викен тий Николаевич Шерстобоев в знаменитом труде «Илимская пашня», снискавшем луч шую славу сибирской школе историков, предваряет капитальное свое исследование такими словами о классе крестьян: «Пред лагаемая работа построена на понимании процессов развития пашенного дела, как ча стицы истории русского крестьянства — главного носителя нашей государственности, культуры и национальности на протяжении многих веков»'. Именно так у Шерстобоева — главный но ситель... Хочу взять пример из Шерстобоева еще я потому, что тулунские земли северным кры лом граничили некогда с бывшим Илимским воеводством. Трудно придумать пример, бо лее близкий в прямом смысле слова. Глава IV. Общественная жизнь кресть янства. В этой главе Шерстобоев исследует социальную природу сибирского землепаш ца. «Десятские и старосты,— пишет историк, — не всегда годились в защитники кресть янских прав... особенно на выезде. Вот по чему во всех важных случаях крестьяне прибегали к выбору мирских челобитчи ков»'^. Увы, герои «Старых колодцев» разучи лись посылать в Москву или хотя бы в Ир кутск своих представителей, и этим чрезвы чайно занизили уровень гласности, и без то го теснимой. Конечно, эта форма самозащи ты носила частичный характер, а все ж! Впрочем, и раньше крестьянское самоуправ ление «касалось, по существу, лишь вопро сов урегулирования повинностей. Но воево да вынужден был считаться с мнением крестьянского мира, т. е. с коллективными решениями крестьян подчиненных ему воло стей. Были случаи, когда решения воевод отменялись Москвой по ходатайствам во лостей. Мир защищал одних приказчиков и добивался смены других»®. Так было в 20-х годах восемнадцатого века. За два столетия до описываемых нами событий! В Чечуйской волости крестьяне подняли голос против приказчика Курбатова, тот за нимался вымогательством и притеснением мужиков. Курбатова вызвали в волость на разговор, он отпирался. Тогда крестьяне от правили письменную жалобу в Иркутск. Но Окончание. Начало в № 7. 5 Сибирские огни № 8 'В . Н. Ш е р с т о б о е в . Илимская Иркутск. ОГИЗ, 1949, т. 1, стр. 7. 2 В. Н. Ш е р с т о б о е в . Илимская Иркутск, ОГИЗ, 1949, т. 1, стр. 176. 2 Там же, стр. 177.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2