Сибирские огни, 1989, № 8

ОЧЕРК И ПЫВЛИЦИСТИКА Борис ЧЕРНЫХ СТАРЫЕ КОЛОДЦЫ ХРОНИКА НАДО ЖИТЬ ДАЛЬШЕ Глава седьмая Р аньше, рассказывая о тулунских со­ бытиях 20-х годов, упомянул я, как горячо протестовали мужики-активи­ сты против «дерзкого вызова англичан», они клялись дать отпор против всяких покуше­ ний на рабоче-крестьянскую страну. И вот покушения начались, застонала обширная земля — уезд за уездом, но нигде не про­ рвался наружу гнев, нигде уголья не разго­ релись в пламя, спалившее бы обидчиков. И читатель вправе усомниться: что за кроткие дети крестьяне? Или автор, сам бес­ хребетный, нарочно рисует их непротивлен­ цами? Не может быть, чтоб мужики не пы­ тались оборонить себя от произвола... Но припомните — обороняли, как умели; в период продразверстки даж е оружие бра­ ли в руки, а после обучились ненасильствен­ ным методам — писали письма (архивы в стране забиты миллионами их писем, прав­ да, доступ к ним ограничен), выходили из артелей, бежали в леса, как кардойцы, или даж е решались на жертвенный уход из жиз­ ни. Мало этого? А другое и не придума­ ешь... Когда уже была закончена работа над этой рукописью, я дал ее почитать одному грамотному человеку, и он посожалел, что я не обратился к давешнему опыту местной борьбы крестьян за поруганное достоинство. Упрекнул он меня в неком полуутаивании крестьянской правды. Не мятежные Яик и Дон имел он в виду; и задним числом ре­ шился я вставить местный материал —• авось ляжет в строку. Оказывается, сибирское пашенное кресть­ янство умело миром оборонить себя. Викен­ тий Николаевич Шерстобоев в знаменитом труде «Илимская пашня», снискавшем луч­ шую славу сибирской школе историков, предваряет капитальное свое исследование такими словами о классе крестьян: «Пред­ лагаемая работа построена на понимании процессов развития пашенного дела, как ча­ стицы истории русского крестьянства — главного носителя нашей государственности, культуры и национальности на протяжении многих веков»'. Именно так у Шерстобоева — главный но­ ситель... Хочу взять пример из Шерстобоева еще я потому, что тулунские земли северным кры­ лом граничили некогда с бывшим Илимским воеводством. Трудно придумать пример, бо­ лее близкий в прямом смысле слова. Глава IV. Общественная жизнь кресть­ янства. В этой главе Шерстобоев исследует социальную природу сибирского землепаш­ ца. «Десятские и старосты,— пишет историк, — не всегда годились в защитники кресть­ янских прав... особенно на выезде. Вот по­ чему во всех важных случаях крестьяне прибегали к выбору мирских челобитчи­ ков»'^. Увы, герои «Старых колодцев» разучи­ лись посылать в Москву или хотя бы в Ир­ кутск своих представителей, и этим чрезвы­ чайно занизили уровень гласности, и без то­ го теснимой. Конечно, эта форма самозащи­ ты носила частичный характер, а все ж! Впрочем, и раньше крестьянское самоуправ­ ление «касалось, по существу, лишь вопро­ сов урегулирования повинностей. Но воево­ да вынужден был считаться с мнением крестьянского мира, т. е. с коллективными решениями крестьян подчиненных ему воло­ стей. Были случаи, когда решения воевод отменялись Москвой по ходатайствам во­ лостей. Мир защищал одних приказчиков и добивался смены других»®. Так было в 20-х годах восемнадцатого века. За два столетия до описываемых нами событий! В Чечуйской волости крестьяне подняли голос против приказчика Курбатова, тот за ­ нимался вымогательством и притеснением мужиков. Курбатова вызвали в волость на разговор, он отпирался. Тогда крестьяне от­ правили письменную жалобу в Иркутск. Но Окончание. Начало в № 7. 5 Сибирские огни № 8 'В . Н. Ш е р с т о б о е в . Илимская Иркутск. ОГИЗ, 1949, т. 1, стр. 7. 2 В. Н. Ш е р с т о б о е в . Илимская Иркутск, ОГИЗ, 1949, т. 1, стр. 176. 2 Там же, стр. 177.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2