Сибирские огни, 1989, № 7

Сергей МАРКОВ РЫЖИЙ БУДДА РОМАН Неожиданное заявление автора, вставленное между шестой и седьмой главами Д втор просит извинения за то, что он перебивает ход повествования • ^ и навязывает своим читателям несколько любопытных докумен­ тов, добытых с большим трудом у Тихона Турсукова. Наш философ отличается большой скромностью, он ворчит, читая отдельные куски «Рыжего Будды», причем делает движения, присущие человеку, накачивающему примус. Ему кажется, что автор нескромен и выводит его, Турсукова, в ложном виде. Впрочем, они, пока что, боль­ шие друзья с автором. Они оба пьют монгольский зеленый чай, сидя в комнате Турсукова, и смотрят на худые приморские деревья, похожие на нищих, надоедающих под окном. Призрачное небо Крестовского ост­ рова заполнено до отказа воронами и аэропланами, поднимающимися откуда-то, кажется, из устья улицы Красных Зорь. Автор пьет чай и слушает Турсукова. Философ разрешил ему звать его Тихоном, прибавляя к имени фамилию. Это значительно облегча­ ет задачу автора — ведь он разговаривает не с приятелем, у которого берет в долг, а с героем романа. Разговор их таков: Автор: — Слушайте, Тихон Турсуков, неужели вы до сих пор не поняли, не осознали своего величия? Вы — один из великих людей ве­ ка. Ваше имя склоняют на все лады на целых двух страницах Азиат­ ской Энциклопедии. Не краснейте, я вижу у вас на полке том; на нем написано: «от тарбаган до Турсуков», как видите, энциклопедия бес­ пристрастна, и тарбаган и вы интересуют ее в равной мере. Написа­ но много, но что это значит. Смотрите... Родился в 1880 году? Увле­ кался философией? Пустяки, Тихон Турсуков, все энциклопедии вводят в заблуждение человечество. Ведь благодарные потомки не будут ни­ когда знать о том, кого вы любили, как первая любовь скручивала вас, как вы, наконец, верили в непогрешимость бухгалтерии. Да вон и ва­ ша знаменитая книга с голубыми линейками! Смотрите дальше — в ле ­ вом столбце словаря: «...участвуя в национальных революциях сначала бессознательно, на опыте борьбы, пришел к отрицанию идеалистических теорий и утверждению идей беспощадной борьбы за диктатуру трудя­ щихся всего мира...» Это хороию, но все же где здесь описание того, что вы в 1924 году увидели голову Джа-Ламы на воротах Кобдо? Как вы заплакали сначала, а через минуту отдали распоряжение перебро­ сить из Кощ-Агача в Улан-Батор партию папирос «Медок»? Кстати, как все это было? Я забыл... Т. Турсуков: — Бросьте, мне тяжело об этом говорить. Он был моим другом, а когда мы пошли против Юнга, Джа-Лама ушел к китай­ ской границе. Мы не слышали о нем ничего, пока не была провозглаше- Окончанке. Начало в № 6.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2