Сибирские огни, 1989, № 7
«...Четырнадцать, миллионов жителей практически не в состоянии потребить все го, что производит эта красноватая земля в незасушливые годы. Тетушки в Брисбене говорили ей; то, что не продано в магазинах в субботу, в поне дельник никто не купит! Австралийская хо зяйка избалована — только свежайшее, без жилочки и пятнышка! А все прочее? Мож но, наверное, на экспорт... Но куда? Слиш ком далеки другие материки. Нужны реф рижераторы, транспорт. Дороже обойдется. Дешевле — в «раббиш»!» (То бишь — на помойку). Читаешь и поневоле невесело усмехаешь ся; вот бы австралийцам да наш опыт, на ши «передовые» методы ведения сельского хозяйства. В считанные годы покончили, избавились бы от этого злосчастного избыт ка... Подобного рода социально-экономиче ских откровений, благодаря которым роман- путешествие превращаеется в итоге в ро ман-размышление, у Л. Кравченко немало. Потому и книга ее воспринимается как произведение нужное, своевременное, позна вательное в лучшем смысле слова. И это — еще одно из слагаемых его большого читательского успеха. В. ШАПОШНИКОВ. В. Шанин. Куплю дом в деревне... Повесть и рассказы. М., «Современник». 1988. Неторопко, обстоятельно выписывая де тали, красноярский прозаик ведет нашу чи тательскую экскурсию по заводским цехам, потом на участки дачного кооператива и, наконец, в деревню Ольховку, умирающую ввиду ее «неперспективности». Герой пове сти Иван Лагутин, не по своей воле отор ванный от родного села, через тридцать шесть лет зрелым человеком, известным то карем вдруг ощущает неодолимую тягу к земле; — Снится неизвестно что... А в Ольховке вовсю черемуха цветет, будто снегом обсы пана, и такой кругом аромат — голова пьяной делается! А как сильно пахнет зем ля, взрезанная плугом!..— делится Иван со своей женой. «Иван встал с кресла, открыл форточку, и с улицы ворвался в комнату мерный шу.м компрессорной, потянуло свежим весенним воздухом, пропахшим заводским дымом и каленым железом». Контраст намечен разительный, и автор все время нагнетает ностальгию по родным местам, где воздух чист и прозрачен, где пахнет лопнувшими почками, где деревен ские, привычные с детства, запахи парного молока, печеного хлеба, навоза и горячего вара будоражат душу, где по ночам тиши ну нарушают только мерные вздохи коровы да шуршание прошлогоднего сена, издаю щего горклый полынный запах. На этом лирическом фоне писатель вы страивает нехитрую фабульную линию о поездке Лагутина в родное село с целью купить дом по дешевке и перевезти к себе на дачный участок, чтобы здесь «на всю жизнь память о родной Ольховке оста лась». Но фабула фабулой, а мысль, прохо*^ дящая через всю повесть, поистине горькая — гчеловек перестал быть хозяином; ни чего ему не нужно и на все он плюет...» Писатель обращает наше внимание на от сутствие экономической заинтересованности у рабочих: «сделал чуть больше, а назавтра, глядишь, уже и нормы другие, и расценки занижены... И бегут люди с завода — малы заработки, а жизнь дорожает...» Разумное рационализаторское предложение Лагутина попало в сети бюрократической машины и никак не пробьется к практике. Профсоюз ное собрание ничего не решает, «решает ди ректор, как он скажет, так и будет», и зав ком под пятой у директора. «За пять лет три председателя сменилось, а четвертый боится шагу ступить без директорского благословения»... Еще острее положение на селе. Вот ха рактерная картина, поразившая Лагутина на выпасах. «Из вагончика высыпали доярки, в основном старухи, с красными, нажженны ми солнцем и комарами лицами, с исчерне- лыми уродливыми руками, издерганные, злые, и отчитав Пашку за опоздание, с визгом и оханьем полезли в кузов». Это — последние труженицы отделения, чьими усилиями еще худо-бедно держится село. А шоферу Пашке даже и невесты не пригля деть. А киносеанс в полуразвалившемся клубе прерывается из-за неисправности электропроводки, едва пожара удалось из бежать... В поисках выхода из тупика автор обра щается к проблеме экспериментаторства, разрушающего нечто извечное, традицион ное в сельском укладе жизни. Создание двух обкомов в области — промышленного и сельскохозяйственного («серп и молот разобрали на части!»), создание взамен районных т. н. межрайонных газет, органи зация трестов совхозов — эти и прочие но вации привели к невосполнимым потерям в самом психологическом настрое деревенско го жителя — он стал вести себя осторожно: а вдруг опять какие-нибудь новшества?.. Так и начал сельский труженик превра щаться из хозяина на своей земле в потре бителя. Все эти темы, так или иначе уже разра ботанные в литературе, получившие по литическую оценку, ставшие предметом на учного изучения и обобщения, нашли уже отражение в партийных документах, опре делены как краеугольные факторы «застой ного периода». И если бы Владимир^ Ша нин ограничился только констатацией сме хотворных лозунгов «экономика должна быть экономной» и прочего, то его повесть и рассказы не возвысились бы над средним уровнем публицистики. Но в том-то и дело, что факты и выводы писатель поверяет уг лубленным художественным анализом ха рактеров-типов. Особенно удались автору образы предста вителей старшего поколения. Достоверна в тончайшем бытовом рисунке тетка Лагути на Прасковья Лушникова. Старейшая жи тельница Ольховки, она становится вопло щением вековой крестьянской мудрости и совести. Уходят люди из обреченного села, бросают на произвол кошек и собак, и всех их привечает тетя Паша: жалко! Собачки-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2