Сибирские огни, 1989, № 7
а книжной полки Лариса Кравченко. Земля за холмом. Пей заж с эвкалиптами. Романы. Новосибир ское кн. иэд.во, 4988. Эта книга создавалась долго и трудно. Нелегким был и ее путь к читателю. И вот теперь, объединившись под одной облож кой, романы составили законченную дило гию. Секрет успеха того или иного произведе ния — вещь не столь простая, как это мо жет показаться на первый взгляд. Здесь не мало разного рода и тонкостей и случай ностей, привходяших обстоятельств. Одна ко, при всем многообразии этих «слагае мых удачи», есть одна четкая закономер ность; счастливый жребий всегда выпадает тому произведению, которое открывает чи тателю что-то новое, неведомое, малоизве стное. Нашего массового читателя частень ко упрекают в неразборчивости, в отсутст вии тонкого эстетического вкуса, и претен зии эти порой не лишены основания. Одна ко чутье, «нюх» у него, нашего широкого читателя, что называется, абсолютный. Аромат новизны он улавливает сразу и без ошибочно. Автор романов показал, осве тил такую сторону нашего сложного исто рического бытия, о которой иные вообще ни чего не знали, а иные лишь довольствова лись случайными, обрывочными фактами и сведениями. Здесь я позволю себе дать маленькую справку. В годы гражданской войны, когда рухнула колчаковская директория, нача лось повальное бегство на восток «белой гвардии», в результате чего в Маньчжурии образовалась русская эмигрантская коло ния. Центром ее стал город Харбин, где еще до революции проживало много рус ских, в основном — рабочих и служащих Китайско - Восточной железной дороги. В сущности, это было самостоятельное госу дарство, лишь формально подчинявшееся вначале маньчжурским императорам, затем японским милитаристам. Его жители — как русские беженцы, так и «коренные» хар- бинцы — не ассимилировались, не раство рились среди местного, довольно пестрого населения. За долгие годы вынужденного своего пребывания на чужбине они сохра нили и язык, и религию, и национальные традиции. По логике вещей они должны были в первозданном виде сохранить и свои политические убеждения, замешенные на ярой ненависти и неприязни к Советам и большевикам,— ведь даж е те харбинцы, которые не участвовали в белом движении, все равно присягали царю и оставались верными этой присяге. Однако у истории есть, как известно, своя логика, ломающая, меняющая до неузнаваемости самые, каза лось бы, несокрушимые устои и идейные твердыни. Роман «Земля за холмом» именно об этом: в нем показано, как под влиянием грандиозных исторических свершений ру шится, а затем и вовсе исчезает с лица земли «харбинский осколок» царской импе рии. Однако Л . Кравченко пишет не исто рическую хронику; события, связанные с приходом в Маньчжурию советских войск, и последовавшие вслед за тем крутые об щественно - политические перемены — это всего лишь фон, очерченный, прямо ска жем, скупо, эскизно, а порой блекло и бед но. В какой-то степени это, конечно, недо статок романа, но здесь есть один извини тельный момент. Все события в романе про пущены через восприятие главной героини Лельки Савчук, «коренной» харбинской дев чонки, дочери инженера-путейца. Лелька, в силу и возраста своего, и своего школь ного статуса, разумеется, не могла видеть, ни, тем более, понять и осмыслить весь р аз. мах, всю сложность свершившихся тогда в Харбине событий и перемен. Поэтому автор сосредоточивает главное внимание не столько на истории, сколько на психологии — на том, как Лелька, ее друзья и сверст ники исподволь, постепенно, с немалыми внутренними терзаниями приходят к мысли стать советскими гражданами и по паспор ту, и по месту жительства. Самые интересные, насыщенные страницы романа — это спор двух поколений харбин- цев. Если «отцы», как уже сказано, живут остатками страха, ненависти, недоверия к большевикам, то «дети», невзирая на все попытки родителей воспитать их в том же старорежимном, верноподданническом духе, все решительнее вырываются из-под этой жесткой идейно-политической опеки. Они сами, своим пытливым юным умом стре мятся понять, почему они, русские по про исхождению, оказались на положении от щепенцев, почему не с теми, кто насмерть стоял под Москвой, штурмовал Берлин, а затем поверг милитаристскую Японию? Л . Кравченко тонко и психологически убе дительно показывает, как в сердцах юных харбинцев рождается чувство гордости за свою причастность к великому народу, как неодолимое желание воссоединиться с Боль шой Родиной побуждает их уже сейчас, не дожидаясь официального разрешения на въезд, жить по законам советской морали и этики. К сожалению, не все сумели на строиться на эту «высокую» волну, не все выдержали тяжкое, мучительное испытание столь долгим ожиданием, когда в силу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2