Сибирские огни, 1989, № 7
Конечно, асяк имеет право на свое мне ние, исходя из собственного жизненного опыта, однако испокон веку принято гово рить о детской душе как о невинной и чистой, а потому особенно чутко реагирую щей на несправедливость и грязь. И для меня лично именно этим — детской непо средственностью и незащищенностью ■— и бесценны положительные шукшинские ти пы. А отрицательные... Чуть позднее в другом журнале Л . Ан нинский так развел их по сторонам: «На одном полюсе этого мятежного мира — тихий «чудик», робко тыкающийся к лю дям со своим добром, вечно попадающий впросак и теряющийся, когда его ненави дят. На другом полюсе — заводной мужик, за хлебывающийся безрасчетной ненавистью, только и мечтающий — взлететь над заез жим умником и «окружить» на него сверху: посрамить, унизить, втоптать». Быть может, кто-то предложит и другой расклад. Но мне сегодня кажется, что все герои Шукшина четко делятся на два л а геря: на тех, кто подчинился ложным пра вилам нашей вчерашней жизни, пасовал пе ред их давлением, и на таких, которые не сдались и всегда помнили, что «русский на род за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие челове ческие качества, которые не подлежат пе ресмотру: честность, трудолюбие, совестли вость, доброту»; они не «отдали всего этого за понюх табаку» и кто как мог — тихо ли, шумно ли — борются за лучшее в человеке. Почему же случается, что безоружная доброта порою кажется критикам агрессив ным злом? Откуда происходит такое иска женное восприятие Шукшина тем же Ан нинским? Мне кажется, я недавно поняла это. Не далее, как 22 апреля 1987 года, в «Литературной газете» в беседе с Татьяной Глушковой он публично попросил оставить за ним «одно право: чувствовать себя изуро дованным». Чувствовать и — пропагандиро вать эти чувства, что для него равнозначно. «Ощущение катастрофы, угроза которой привычна,— говорил он,— ...это мое состоя ние. Причем с детства. С того момента, ко гда ожидаемая мировая гармония, в ко торую я успел поверить, обернулась миро вой войной и другими событиями, в которые я, простите мою нелогичность, до сих пор до конца «поверить» не могу... Возможно, я ненормален, но другой жизни мне не д а ли». Право, по-человечески так и хочется сж а литься, особенно, когда, исходя из своего опыта, видишь жизнь иной. И легко во ображается, как тяжело существовать и творить, когда вокруг’«ничто не закрепле но: ни черты характеров, ни признаки ве щей. Каждый готов стать всем и рискует остаться ничем... В этом вращении всего и вся признаки драматически отлетают от ве щей, слова — от явлений, традиционные ценности — от ценностей меняющихся...» От меня же, признаться, отлетают сразу и смысл, и образная система, в этом пасса же заявленные, но бог с ними. Просто пос ле погружения в такую жизнь невыносимо хочется подальше от нее, в мир шукшинских героев. Древние говорили: «На надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть»... Как знать, быть может, вот это самое «душа болит» у .шукшинских ге роев, тоска необъяснимая — она и впрямь есть ощущение человеком своего истинного и неисполняющегося предназначения?! И шорник Антип Калачиков из рассказа «Од ни» в лучшие времена непременно был бы удивительным балалаечником. И Гена Пройдисвет сочинял бы не пустые куплети ки для эстрады, а настоящие песни. И Сем ка Рысь стал бы не столяром, пусть и не превзойденным, но мастером архитектуры, которая так тревожила его душу. Моня Квасов, выучившись, изобретал бы не веч ные двигатели, но и не велосипеды, а что-то очень нужное людям. Д а и ненормальный «гражданин и человек Н. Н. Князев» не тайком от жены писал бы свои трактаты о государстве, а сидя в подходящем для это го присутственном месте. Помните, как он, «несколько ушибленный общими вопроса ми», предлагает нам задуматься над поль зой, приносимой каждым обществу? «Государство — это многоэтажное зд а ние, все этажи которого прозваниваются и сообщаются лестницей. Причем, этажи по степенно сужаются, пока не останется на верху одна комната, где и помещается пульт управления... А население этажей — в виде фигур, поддерживающих этажи. Та ким образом, все здание держится на фигу рах. Для нарушения общей картины пред ставим себе, что некоторые фигуры на ка ком-то этаже — « X » — уклонились от своих обязанностей, перестали поддерживать пе рекрытие: перекрытие прогнулось. Или же остальные фигуры, которые честно держат свой этаж, получат дополнительную нагруз ку; закон справедливости нарушен. Нару шен закон равновесия — на пульт управле ния летит сигнал тревоги. С пульта управ ления запрос: где провисло? Немедленно прозваниваются все этажи...» «Наверное, будет когда-нибудь на земле такое общество,— верил Шукшин.— Но по ка что есть жгучая необходимость кричать и кричать слышащим, что надо, что можно быть лучше, добрее». Разве не очевидно всякому это разитель ное расхождение в восприятии мира: от «будет когда-нибудь на земле такое общест во» у Шукшина до «я живу в ощущении возможной катастрофы, и это норма» у Ан нинского?! Разве это не свидетельствует о невозможности понимания одним другого? И разве это не должно стать поводом для раздумий над тем, почему так часто ком ментатором Шукшина становится Лев Ан нинский? Почему именно ему доверено бы ло написать вступление к книге «Вопросы самому себе», вобравшей в себя всю шук шинскую публицистику? Или не пугает ни кого возможность навязывания молодому читателю таких ценностей, которые. По Шукшину, «не есть ценности»? Ведь снова ведется разговор о пресловутой НТР, ви новнице всего, выдумываются якобы суще ствующие у Шукшина три основных поня тия: Труд, Мечта, Праздник. Внешне вроде бы все написано безобидно, и вместе с тем... Не раз многие авторы, и в частности Вл. Гусев в 1974 году, отмечали, что Л. Ан нинский «находит у Шукшина не то, что в нем реально есть... а то, что хотел бы ви деть».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2