Сибирские огни, 1989, № 7
в записных книжках как нравственный итог и ориентир для себя: «Правда всегда немногословна. Ложь — да.» Самое страшное — ложь. «Ложь, ложь ложь... Ложь во спасение, ложь — во ис купление вины, ложь — достижение цели, ложь — карьера, благополучие, ордена, квартиры...» Ложь всегда облачена в длинный сло весный фрак — чтобы поверили в ее «воз вышенные» замыслы, чтобы забыли, с чего все начиналось и чем кончилось... А мы не забудем! Все начинаестя там, где начинаются доброта и правда, и кончается там, где места им нет. «...не считаю, что я меньше Вас думаю о будущем моего народа,—•писал Шук шин Крячко.— Давайте считаться с тем, что есть наша жизнь. В кабинетах торопить ее удобнее всего... Когда всем будет хоро шо, по-моему, это — коммунизм». Как теперь нам известно, «всем хорошо» не стало и через двадцать лет после этих шукшинских слов, хоть и было авторитетно обещано. Но знаменательным кажется мне именно это писательское определение цели нашего всеобщего развития: хорошо ,цолж- но быть в с е м , что в переводе на совре менный язык означает учет «человеческого фактора». И свою задачу как писателя Шукшин видел как раз в этом — указы вать на ситуации, в которых кому-то пло хо, кто-то обижен, обделен, непонят, от торгнут, оскорблен. А таких людей было и есть бесконечное множество, вот почему, наверное, он пи сал так безудержно. Ведь каждая несчаст ная, искривленная, искалеченная судьба — это сигнал о неблагополучии в каком-то звене нашего общества, это свидетельство того, что положительные усилия его членов несогласованы и обречены на неуспех. На всем, к чему мы так привыкли за дол гие бездумные годы, Шукшин успел остано вить свой взгляд и укрупнить факты — чтобы мы вгляделись и задумались: почему так? Просто «чудики» чудят? Или все-та ки это — душевные бунты несломленных людей против нашей бесхозяйственности, против несамостоятельности, понукания, стандартизации человека? Здесь кстати упо мянуть рассказы «Мастер», «Психопат», «Ноль-ноль целых», «Материнское сердце», «Крепкий мужик» и многие другие. Пиши Шукшин сегодня и знай он нашу ситуацию, суть его творчества вполне мож но было бы охарактеризовать словами од ного из героев нашего документального эк рана: «Где рвется цепочка между мной и Горбачевым? Вот вопрос!» Не исключено, что и на уровне критики она рвалась и рвется тоже. Но если теперь мы находимся н а д событиями и, кажется, все понимаем, то прежде ходили толпой по заколдованному кругу, ища виновных среди пострадавших. А Лев Аннинский уже вслед ушедшему художнику в порыве словотворчества обо звал боль души Максима Ярикова из «Ве рую!» «бессмысленной дыркой». Какая там боль? «Пустота, полость» в душе, «запо- лошная маета»! Жили бы себе тихо, так нет!.. Но боже ж мой! Как страшно иногда бы вает за такую беззащитную шукшинскую прозу. Каждый может высказать себя — в связи с нею,— а потом пусть докажут все эти, у которых «душа болит», что они — не верблюды; пусть справку принесут, что они — умные. А пока они ходят, до третьих пе тухов, их тут «три грации» критические — «уделают. Голенькими выставят — со всех сторон». Где же вы, Василий Макарович?! Ведь дорогие нам люди — это «бесконечно доб рые люди, талантливые и ничем в жизни не защищенные: ни прозой, ни демагогией, ни умением приспособиться. И деятель ность сильных и мудрых... в значительной степени должна бы охранять в мире эту подлинно человеческую ценность». Уже в который раз перечитываю мудр ствования Л . Аннинского по поводу «шук шинской жизни», опубликованные в первом номере журнала «Литературное обозрение» за 1974 год, перечитываю в надежде уг лядеть, где ж е в тексте происходит под мена чувств и понятий, заявленных первона чально. Пытаюсь — и не могу уловить, нас только сделано это мастерски, будто лов кими руками фокусника. Вроде и не ска жешь, что автор не принимает, не понимает, недолюбливает дорогих Шукшину геро ев. Он с заинтересованным видом вникает в их быт и беды, даж е смахивает подпущен ную слезу, и вдруг пишет такое: «Первое, что объединяет его персона жей,— они все так или иначе погружены в беспощадную материальность интересов... Или тайная мечта об «окладе дармовом», тайная зависть к «устроившимся», или тай ное презрение к самим себе, что завиду ют». И подобный вывод базируется не более — не менее как на нескольких вырванных из текста фразах типа: «Видели на улице молодого попа и теперь выясняли, сколько он получает», или: «Ох, и навезли!.. Два платка вот таких — цветастые, с тистямн, платье атласное, две скатерки, тоже с тистями...» Думаю, что тем, кто хорошо знаком с прозой Шукшина, нет нужды поя снять, какие непростые чувства спрятаны у шукшинских героев за этими словами, рав но как целая буря раздумий прячется у Прокудина за ласковыми словами, с кото рыми этот рецидивист поглаживает белые стволы берез. Тем же, кто такого не чув ствует, и логические доказательства ничего не дадут, вывод останется прежним: «Какая чудовищная обиженность, какой классический комплекс неполноценности и какая бесконечная мстительность...» И это — о героях Шукшина! Д а и что с них взять, если они — «вечные шуты», тра диционные дурачки, деревенские «чудики», остервенелые правдоискатели?! Правда, ге рой Шукшина еще «смутно догадывается, что при всей материальной укрепленностн его душа заполнена чем-то не тем, чем-то подложным», однако, по Аннинскому, вы ходит, что чуть ли не сами шукшинские ге рои в этом виноваты, сами они отказали своей душе в здоровой пище и питали ее суррогатами, чего не ждать! Что это не так, сегодня тоже особенно ясно. Но и вчера, и всегда было бесспорным представление о детской душе. Аннинский и тут изощрился на нововведение, говоря о Спирьке Расторгуеве из «Сураза»: «...душа у него, как и у всех шукшинских героев, детская. И уязвленная».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2