Сибирские огни, 1989, № 7
А если не открыл, не перевернул? Тогда о чем и говорить если говорить на разных языках?! Ведь никогда — согласно зако нам — «параллельные души» не станут ближе друг другу. Беда! — заявляли многие в начале шес тидесятых, когда вышел на экраны фильм «Живет такой парень». Какой же нравствен ной прочностью надо было обладать, что бы осмелиться предложить публике, ж аж дущей мыслителя, обыкновенного пусто бреха Пашку! Но Шукшин всегда был уве рен, что «умность, значимость — в простоте и ясности нашей, в неподдельности». И, предвидя последствия «перекоса» и прини мая всеобщие ссылки на нехватку знаний в сельском человеке, писал в статье «Вопро сы самому себе»: «...это все надо делать — объяснять, рас сказывать, учить. Причем учить не разру шая в крестьянине его извечную любовь к земле. А кто разрушает? Разрушали... П ар нишка из крестьянской семьи, кончая деся тилетку, уже готов был быть ученым, кон структором, «большим» человеком и мень ше всего готовился стать крестьянином». Плоды этого воспитательного крена мы теперь пожинаем сполна и — уже без Шук шина — понимаем запоздало, что пустые прилавки продовольственных магазинов — это во многом следствие и духовного надлома крестьянина тех лет, переставшего ощущать «уверенность в ценности его пре бывания» на земле. «Постарались» на этом поприще, делал вывод Шукшин еще двад цать лет назад, «в меру сил и кино, и ли тература, и школа». А сколько новых пло дов принесли эти «старания» за последние два десятилетия! Естественно, что не обошлось тут и без критического цеха. Так оказался совсем не понятным В. Ор лову бежавший из тюрьмы Степан Воево дин, возжаждавший воздуха родины; не внятен ему и Максим Воеводин, мечущий^ ся в поисках змеиного яда и страдающий от человеческого равнодушия. К слову сказать, образ последнего и по сей день подвергается новым трактовкам. Так, Г. Белая в недавней _ книге «Худо жественный мир современной прозы» обви няет Максима в том, что он бросил в де ревне мать, а еще возмущается горожана ми. Поистине — валить с больной головы на здоровую! Подобным образом рассудил много лет назад и В. Орлов. У нас что, мало заботят ся о больных? Мы плохо живем? Теперь-то, слава богу, всем объяснили, как мы жиля! А по поводу таких вот критических выпа дов чуткий на малейшие социально-нрав ственные крены Шукшин пометил однажды в записных книжках: «Вообще говоря, вырисовывается как будто и теорийка: «Смещение акцентов». Главное (главную мысль, радость, боль, со страдание) — не акцентировать, давать вровень с неглавным. Н о—-умело давать. Работать под наив». Свою работу художник Шукшин пони мал иначе. И заявлял об этом открыто и недвусмысленно еще в статье «Нравствен ность есть Правда». Никогда он не закры вал глаза на «теневые стороны» жизни, потому герои его— не ангелы. И потому, наверное, «параллельным душам» они так часто казались хулиганами и циниками. «Вы меня своей статьей,— писал Шук шин Ларисе Крячко, опубликовавшей в «Октябре» (№ 2 за 1966 год) свой «Бой за доброту», — лишили, знаете, возможности самому понять, что есть герой нашего вре мени». Вот вам и «безобидное» критическое сло во! Уж коли автора оно может с ног сбить, то каково ж е юным читателям? Критики, ес ли они недобрые, тоже ведь «подбирают т а ких вот неопытных людей и обращают их в свою веру или приобщают к своему де лу... А человечек хороший был. Душа у него была добрая». У Шукшина в 1974-м читателей было больше, чем у кого бы то ни было. Смерть художника заставила всех вздрогнуть и об ратиться взорами назад, на стремитель-, ный его взлет и успех. Шукшин дал, вер нул народу своеобразное «Верую!» — в ду ховную силу нации, в непреклонную ее гордость, в неистощимые запасы человечес кой мудрости, любви и доброты. «Верую!» это эхом отозвалось в каждом чистом че ловеческом сердце. И в каждом запеклась боль, рождающая тоску по совершенству, зовущая разгадать загадку Шукшина. Все ринулись в библиотеки. В кино. На родину писателя. Дурно ли это? Плохо ли — даж е если «мода»? Тысячи сердец, по-разному, но го товых внимать великой и обнаженной прав де художника. Этот редкий момент нель зя было упустить. Именно тогда бы и по мочь народу освободиться от гнета псевдо литературы, дав взамен истинные имена и ценности — вот первейшая задача и обязан ность честных льператоров, критиков и ис тинных друзей. Где же они — задавала я вопрос, со державший, быть может, слишком явный намек на большие авторитеты и не сов сем соответствовавший моему возрасту и общественному положению; но вопрос та кой наболевший, а потому — правомер ный. Я была убеждена, что долг близких по жизни и по духу — не позволить нанес ти притягательному творчеству хитрый удар, предотвратить его своим правед ным словом. Обезоружить тех, кто, идя параллельно, хочет черпать из не принад лежащего им колодца и мутить в нем во ду, дабы Не углядеть было на дне его ис тины, дабы смешать воедино добро и зло и сделать бессмысленной борьбу между ни ми. И сегодня я берусь в точности повторить свои слова, счастливая тем, что вместе со всеми обрела право голоса и что пафос мой не остудило время... Итак, бойтесь «па раллельных душ»! Они не призовут, как Шукшин, чаще привлекать «для решения вопросов в тех или иных ситуациях со весть, силу сердца своего». Они всему пред почтут ум да разум. Они будут страст ны, но вы даж е не поймете, к чему они при зывают,—■так все будет в их статьях учено, длинно и многословно. Бойтесь легких на слово, изящных кри тиков, для которых каждая фраза не есть выстраданная, не есть обнаженный нерв. Они за расхожими красотами прячут пусто ту души, а может, и полное отсутствие оной. Но зато они много говорят о душе и доброте. Они лгут! Доброта вне рассуж дений. Доверьтесь Шукшину, пометившему т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2