Сибирские огни, 1989, № 7
ход на работу без уважительных причин. Нелепое это для крестьянской психологии решение приняли согласно Устава сельхоз артели, присланного из райцентра. Терентий Поползухин сказал, что этак будет по уму, как на про^извадстве, взыс- кивать-то, а Гнеденко отвечал: «Ты из ту- луН'Ских рабочих бежал к нам. А мы тута без всяких бумаг работали. У нас не зале жишься, когда день год кормит». Уполномоченный категорически потребо вал внести этот пункт в протокол; так впервые евгеньевокие мужики поняли, что отныне не столь веление земли и собствен ная совесть призо.вут к труду, а угроза вы говора, наказания, и д аж е— во к а к !— исключение из артели. Они воспрянули бы ло духом: исключай, можно снова зажить по-старому, но уполномоченный разъяснил, что будут они «поражены в правах», и хо лод вошел в душу каждого. Когда вечером Игнат Гнеденко пришел к Пахому Казакевичу и рассказал о собра нии, тот взвыл будто от боли: — Че же вы делаете, а?! Сами себе пет лю на шею вздеваете? Не, я останусь до последнего сам по себе, а вы тащите хо мут, раз вздели его... На следующий день Поползухин и Сав ченко увезли протокол в райисполком, а Казакевич —• благо зимнее время позволя ло — стучался непрошенно в избы, приса живался у порога и вопрошающе смотрел на товарищей. — Ты чего. Пахом? — не выдержав, спрашивали односельчане. Пахом нахлобучивал собачий треух и уходя говорил: — Попомните, будет лес слабый и народ слабый будет тоже... На беду пророчество это слышал и упол номоченный. Через полмесяца поступил в сельсовет указ взыскать с Пахома Казаке вича налог в 1000 рублей. Пахом, немед ленно отделив сына, не дрогнул, продал скот и зерно и внес налог. Через месяц об ложили Пахома еще на 1000 рублей. В не истовстве мужик отрекся от советов родни, продал дом, перешел жить в баню. Зиму перекантовался. Весной у него отобрали полосу и последнего молоденького жеребца. Пахом лег на лавку в бане и перестал выходить на улицу. Иван пытался увести отца к себе домой. Пахом отвечал одно: — Попомни, сынок, будет лес слабый... Скоро он отказался принимать пищу, а пил только воду. Он сделался страшен, и никто уже не пытался войти к нему. К лету Пахома не стало. Смерть его по трясла Евгеньевку. Через сорок шесть лет о добровольно.м уходе Пахома Казакевича мне расскажут оставшиеся свидетели Р о ман Гнеденко, Фрося Жоголева-Шолохова, Филипп Жигачев; родня же Пахома — сын его, престарелый инвалид Иван Пахомович, и внуки хранят гробовое молчание. Они будто обет дали не выносить семейную тайну на суд людской. Казакевичи вообще с потаенной страстью переживают жизнь. Как и Пахом, добро вольно— на моих глазах — ушел из жизни Василий Казакевич. Но об этом — в главе, посвященно'й семидесятым годам... Может быть, так сурово и беспощадно расправлялась судьба только с мужиками наших деревень? Может, заповедный наш угол по мед вежьим законам жил? Чтоб не было такого сомнения, предлагаю простой выход: послу шать голоса чужих сел, хотя, признаться, мы не раз попадали в дальние пределы края — то на Алтай, то в Челябинскую об ласть, заглядывали в соседний Куйтунский район, да и по окраинным селам бродили — Кармануты, Половина, Утай и др. Но д а вайте не поленимся еще раз довериться Хронике. Прежде всего вспомним Шерагул. Сейчас уместно процитировать полностью письмо Шияна Герасима Григорьевича, это как раз год великого перелома иль перекоса. Бес страшный тон шияновского письма был по догрет известной статьей Сталина «Голово кружение от успехов», опубликованной в «Правде» 2 марта 1930 года. Теперь даже студенты-второкурсники знают: Сталин был напуган бременем ответственности за ката строфические перегибы, волнами шедшие из конца необъятной страны в конец, и «Голо вокружение от успехов» — это ловкая по пытка переложить вину с больной головы на здоровую. Тем не менее, эта статья внесла сумятицу на несколько месяцев в ряды рьяных «кооператоров», сумятица задела и наши села. Часть мужиков наотрез отказа лась оставаться в колхозах и выделилась. Так Герасим Шиян 20 апреля 1930 года продиктовал сыну-грамотею (сам Герасим был безграмотным) отважные строки: «Я вошел в артель «Пахарь»' как член семьи Осипа Герасимыча Шияна, то есть нахожусь на иждивении сына. В коммуну мы ввели источников дохода на сумму семьсот рублей. Исходя из этих соображений, я, Шиян Герасим Григорьевич, имею от роду 56 лет, что характеризует о неспособности моей быть в семье коммуны и нести трудовую дисциплину, плюс к тому я недоволен слухом. 1. В апреле первых числах я подавал за явление на предмет исключения меня, так как вступление меня было положа руку на сердце сказать под Угрозой распродажи имущества. 2. Зная твердо о том, что подневольный член коммуны не даст совершенно никакой пользы в общей семье тоже также; живая коммуна может быть лишь только при доб ровольном выступлении члена; при выбытии из колхоза каждый член вправе требовать возвращения своего взноса. И последнее, основное. Нет такого в Совегском законе устава, который бы говорил о том, держать за полу члена, лишать его желания выйти из коллектива и прочих организаций; и при вы ходе. Заявления какие-то полудецкие пред рассуждений, а именно: тов. Царев, предсе датель коммуны, так мне заявляет — «после сева», хотит изволить отдать мне лошадь; это выходит не что иное, кто-то будет начи нать жать, а мне по инициативе тов. Ц аре ва придется начинать только что пахать. РИК! Я нашел нужным обратиться к вам и просить за исправление опять же линии партии одернуть тов. Царева, да бы он не- задерживал мою лошадь, которая как и прочим требует усилиную поддержку. Это для того, чтобы я, Шиян, мог работать и посиле возможности спомощи изкормиться. ' Колхоз «Красный Пахарь» Г. Г. Шиян назы вает по-разному — то коммуной, то артелью, то собственно колхозом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2