Сибирские огни, 1989, № 7
я приехал в указанное помещение и уви дел жалкую трагедию — плачущих детей го лодных и в доме 20 градусов мороза. Не прошло и 2 дней, я подвергаюсь аре сту, не успев устроить семьи, в каковом по ложении нахожусь до настоящего времени. ...Трудового права (очевидно, избиратель ного права) я не лишался, хозяйство мое средняцкое, обыкновенное: деревянные пост ройки, необходимый инвентарь для обработ ки земли, две лошади, одна корова, семь овец и четверо едоков. Налог платил во-вре- мя»'. Теперь, после писаных свидетельств, по слушаем живые голоса очевидцев. — В Афанасьеве,— рассказывает знако мый нам Михаил Петрович Непомнящих,—. жил Сафрон Зарщиков. Семья у него бы ла — семь ртов. Три десятины земли, два коня, корова: он на средняка едва ль тя нул. В тридцатом году обложили его твер дым налогом, как единоличника. Получа лось так — выполнит план, семья по миру пойдет. Не выполнит, загребут Сафрона. Он, не долго думая, отвез, что успел, на Тулун- ский базар, продал и умотал в город Улан- Удэ... Обложили и Григория Устинова, бедняка. Был у нас Филат Устинов, богатый. А Гри горий — однофамилец, по кличке Пшенов. Одна лошаденка, одна коровенка. Одна де сятина земли и трое детишек... Ульяна Фадеевна Петрачкова, 86 лет, как- то я поминал ее: — Жила я в Карманутах, сама вела хо зяйство, мужик помер. В тридцатом годе говорят — человек с района прибыл, в П а рижскую коммунию записывать будет. А кто не запишется — придут из сельсовета, ходок заберут, коня заберут, корову заберут... Н а пугались мы, пошли записываться... Случай дурной был у нас, Гриша Семенов повесил ся — у него все отобрали, он пошел к Фек- лошихе, самогонки выпил и... Песню глупую тогда сочинили. Стоит, дескать, елка у во рот, почто никто не подойдет, а это Гриша напился, да повесился... Константин Данилович Травников, тоже афанасьевский мужик, сначала разузнал, о чем со мной говорила мать его Анастасия Иннокентьевна, 1900 года рождения, а после поймал меня на ферме, присели мы в укром ном месте. Костя (так он представился) и велит: — Пиши-ка, Иваныч, пиши. А то маманя постеснялась все довести до твоего ума... Прадед мой поднял на Курзанке плотину и мельницу, потом деду моему передал вме сте с коровой и мерином. В двадцать чет вертом году отобрали мельницу. Дед собрал силенки и купил молотилку. В тридцатом году забрали молотилку. Батраки? Батра ков у деда никогда не было, хотя вел он дело удачливо. Стал дед жаловаться. В 1932 прислали справку, что «раскулачили по ошибке», и, дескать, считается он, Иннокен тий Степановьич, отныне середняком... А ма маня моя зря постеснялась груз этот с ду ши снять, до сих пор значит боится... Василия Федоровича Шахматова 1930 год застал в Челябинской области. Так послу шаем и его: — В селе Карандашево собрали мы в церкви семей двадцать, вместе с детьми, и погнали на станцию Шумиха, в ссылку. Я молодой был. Велят гнать — враги, дескать, я исполнил. Сосланные писали письма по том с Урала и Амура, с годками я списался, стыдно чего-то было... Но ведь кто знает — не шли люди в колхоз. А вот никитаевцы вспоминают. Алек сандра Ивановна Огнева-Сопруненко: — В двадцать шестом году закрывали у нас церковь, сразу холодно стало в дерев не. Саму церковь-то под хлебный амбар ве лели запереть, а иконы отвезли в гортоп... Скоро начались коммуны, мы в их не ходи ли, отсиживались. После так и сказалось — правильно не ходили. А в двадцать девятом пристали уполномоченные с ножом к горлу: «В колхоз ступайте». Мы уперлись, думаем; че получится? А вдруг ниче не получится?.. Но стали отбирать у нас всякие домаш ности. Раз телегу угнали в сельсовет и не вернули, потом лошадь взяли, тут убирать посев надо, а лошадки — вывезти хлебушко — нету. А следом твердый план поднесли — вноси налогу в пять раз больше. Прошлый год сдавали два центнера с десятины, а тут в пять раз боле. Мы и закуковали. Урожай взяли всего тринадцать центнеров... Пока думали, гонят подводы, ограду отпирают, лезут в амбар и подчистую! Я говорю деду Мишарину и Григорию Латыгину, активис там: «Вы же ленивцы, лежобоки, ни холеры не заробили. Один хвост на дворе у вас. Зачем нас, трудящих, грабите?» Правда, лень наперед их родилась... Им и поручили чистить сурьезных мужиков... Кричать-то кричала, а Андрея за рубаху держала, чтоб беды не наделал... Андрей в гражданску ушел добровольцем в Красную Армию, ему восемнадцати лет не было, так он справоч ку выпросил в сельсовете, горячий был... И вот увезли у нас все. Ночь пришла, легли спать, а сами молчим все и думаем, дума ем — про то, как дальше жить. Полночь уж. Господи, давай поспим... А нету снов. Арину Васильевну Татарникову Перекос застал в солидные лета, ей было сорок пять лет. Набедовалась в жизни — отец ее, Ка- мышов, был сослан в Сибирь, жили в Тулу- не, молоденькая Арина прислугой служила у купцов, замуж вышла за Степана Татар никова; муж пошел на японскую войну, вер нулся, пожили, пошел на германскую, вер нулся, пережили гражданскую. Только вош ли во вкус безбедной крестьянской жизни, как стали теснить Татарниковых налогом. Срубил Степан Татарников однопоставную мельницу, ее отобрали, забили крест-на крест гвоздями. — В тридцатом, — рассказывает девя ностодвухлетняя Арина, — навалились и враз все взяли: свиней, телегу, таратайку, землю, корову. В бане ютились, пережидали беду. Степан скоро помер, не вынес горя. Судариков Иван Александрович, брян ский, жил в Куйтунском районе. В 1929 го ду позвали Ивана Александровича в сель совет. — Я член сельсовета, зовут — иду. Пове ли нас. Кулачить будем, говорят. Пришли. Старик слепой и старуха. Взрослый сын и жена его. Четверо ребятишек. Ясно запом нил всех. Один конь был — взяли коня, корову и нетель увели, хлеб выгребли. Уехали на их телеге. Деревня наша Минга- туй называлась... В том же году я уехал в Новый Брод, стал секретарем сельсовету
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2