Сибирские огни, 1989, № 7
нет... А сани — сани, паря, сложить умеючи надо. На полозья матерьял березовый идет — береза гибкая, а на обода и сосну можно распарить. Сани я любил мастерить. Если разогнаться, то в три дня сани готовы. Сам собой — для балы, копыльев, облока заготовочки должны быть готовы раньше... За всю жизнь изготовил Иван Дмитрие вич столько саней и телег, и починил столь ко хомутов, и граблей смастерил — на весь нынешний колхоз имени Кирова хватило бы, если бы вдруг в колхозе враз сломалась вся техника... Ж аль — нельзя читателю воочию увидеть подеревную, вдохнуть дух десятилетий, ко торые нарубцевались на бревнах избушки. Здесь, в подеревной, подступается к тебе высокий смысл бытия дедов, сызмальства научившихся работать и не умеющих от дыхать. Но если бы существовал господь бог, пусть бы подарил он малую часть су щего: огород и избушку на задах, старика на припеке, с которым можно — о прош лом — молчать, и того довольно. СТАРОЕ И НОВОЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ Глава пятая Могли ли все эти люди, изработавшиеся на полосе или в подеревной, жить безнрав ственной жизнью? Были ли греховны их по мыслы и поступки в пору становления но вого строя? — праздные вопросы с заранее известным ответом. Другое дело — несли они, Жигачевы и Казакевичи, Непомнящие и Герлецкие, Та- тарниковы и другие, в себе самих черты нового, осознавали ли себя носителями но вой морали, буде таковая родилась? Припомните рассказы Александры И ва новны Огневой и Евдокии Наумовны Пере- лыгиной. Почему они не рассказывают нам про комсомольские собрания, про красные обозы, что ли, про товарищество в труде?.. Молчат об этом и герои последней главы. А мы ждем — вот оии запев сделают: Ре волюция! Долой стариковские заповеди! До основанья разрушим тот мир и примемся новый строить! Кто был ничем, тот всем станет!.. А герои вместо необычайного обычайное вспоминают, а читатель-то раздражен. Уклон — правый? левый? — заподозрил. Н невдомек читателю — о новом я достаточно рассказал: в девках праздновали Огнева, Перелыгина иль Аксинья Непомнящих — а девичество их пало на 20-е годы. Если праздники их похожи на праздники дорево люционной поры, то я тут ни при чем, тут по-другому надо вопрос ставить. Если рабо та была изнурительной, то, может быть, надо еще и результат посмотреть той рабо ты. Так ли уж он плох и безрадостен, ре зультат-то? Не случайно, начав предыдущую главу о нравственности, повернули мы к работе. Там, где человек много работает, да не из- под палки на чужого, а на себя, — там и ищи нравственную жизнь. Д а что там го ворить — иные из этих мужиков и женщин на чужих горб гнули, а во сто раз нравст венней соседа, мастера Гриши, третье лето подряд забивающего козла под моими ок нами. И дом для Гриши — не дом, и рабо та у него — посторонняя, на отлете.., _ _ Там, где человек ненарочно работает, он и веселится, и сердится ненарочно. И если жизнь не придумала новых песен, он и «Ухарь-купца» приспособит, а то и частушку пустит, слеза прошибет от той частушки: Вы не бойтесь, девки, дегтя. Бойтесь мазаны х ворот, Вон его несет нелегка. П роклятущ ий наш идет... Точнехонький адрес у частушки: 20-е го ды — Никитаево. Суров обряд деготный, да не отменишь его декретом. Деготный опыт, каким бы диковинным и дальним ни казался, есть тоже часть насле дия и забвению не подлежит. «Дисциплина состоит также в изучении прошлого, поскольку прошлое составляет элемент настоящего и будущего, элемент не бесполезный, а необходимый»,—. пусть за морским умником сказаны эти слова, но сказаны праведно'. Будем любить прошлое, со всей горечью его, ибо на прошлом, как на дрожж ах, мы взошли. Оно верно — в характерности примера и факта есть подлинное зерно для художника, но мы не тщимся в книге этой поступить в ряды, обескровленные изгнанием из стра ны наипервейшего и мощного мастера. Б у дем скромнее, я множу примеры для буду щего Толстого или Достоевского, коли ны нешнему угла на родине не нашлось: раз за разом собираясь в костер, примеры лучше осветят былое, нежели, быть может, собст венные мои рассуждения. Аграфена Осиповна Гаврилова, в девиче стве Архипова, помянутая мной (когда о заусаевской «Смычке» речь шла), слыла не когда знаменитой свинаркой, ее премирова ли поездкой на Всесоюзную сельскохозяйст венную выставку, районная газета «Знамя Ленина» писала о ней в высоких тонах. Но, рассказывая о минувшем, Аграфена Осиповна проскочила мимо славы своей а все норовила поделиться другим. В молодости Аграфена Осиповна была смуглой, глаза стреляли раскосинкой, язы ком востра. Ни дать ни взять — Гришка Мелехов в юбке... Сейчас лицо ее стало ши ре, раздалось, обескровилось, глаза округ лились. Сняла косынку, реденькие волосы укатывают затылок. Муж ее, Николай Александрович Гаври лов, был одним из первых председателей ар тели имени Семена Зарубина. Гаврилов, пусть пухом будет ему земля, отличался редкостной добротой. — Как я счастливо жила с Гавриловым, на словах не опишешь... Замуж пошла в его дом и оказалась двенадцатой в семье. Вен чались. Перед венчаньем приехали гости, посидели у нас дома. Подружки песни пели, дожидаясь жениха. Явились жених с дружкой и крестным, вина выпили и — по коням, к церкви помчались. Священник, отец Петр, встретил нас на ступенях. Служ бу я и не слушала. Отец Петр ушел за ал тарь, вернулся и кольца подает. На золотые колечки денег мы не собрали, зато были счастливы и с серебряными... Благословил нас батюшка, повел вокруг аналоя. ‘ Антонио Грамши. «О литературе и искусстве». М осква, « П р огр есо , 1967 год. С, 72.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2