Сибирские огни, 1989, № 7
подивиться и ахнуть: да как же эти мужики брали в свои руки хрупкие скрипки и в лад играли, как они репетировали Мольера и Гоголя. Воистину, прав Толстой: благо до стигается жизнью для духа. А опыт «Май ского утра» ценен прежде всего высокоду ховным началом. Но думал я и о другом, постигая топо- ровский опыт': как они, верх-жилинцы, уп равляли делами, как умудрялись не ссо риться с районными властями, как ладили с настырными уполномоченными. Увы, ско ро я многое понял — частью из той же кни ги, а больше узнал от самого Адриана Митрофановича, с которым судьба свела меня в 1972 году. Оказывается, коммуна «Майское утро» в течение многих лет была под обстрелом. После 1930 года наступило для Топорова полное забвение: он был репрессирован, книга его сожжена, коммуна «Майское ут ро» уничтожена. Судьба Адриана Топорова заслуживает особого исследования. Скажу лььшЬ': из нищеты и бесправия старого учи теля вернул прилетевший из космоса Гер ман Титов. Оказалось, дед и отец Германа Степановича Титова были коммунарами в «Майском»; и когда учитель пошел по кру гам ада (трижды уволен с работы, попал под негласный надзор, семнадцать лет лаге рей и ссылки; после смерти Сталина учите лю не разрешили вернуться к педагогике и не реабилитировали, и он до самого фанта стического ухода в космос неведомого юно ши зарабатывал на жизнь игрой в рестора нах на скрипке), Степан Титов дал себе слово когда-нибудь рассказать о Топорове. Случай выпал небывалый... О судьбе Адриана Митрофановича мы поговорим особо, теперь это, слава богу, не возбраняется (имя его вошло при жизни в академические тома «Истории»), Были в его педагогическом поиске и серьезные из держки. Но о коммуне необходимо говорить незамедлительно. «Майское утро» наследовало лучшие тра диции славянских общин, в опыте которых находили так много первородно социалисти ческого Герцен и Огарев, Чернышевский и Кропоткин. Во-первых, коммуна поставила всех чле нов в экономически непосторонние отноше ния к производству. Конечный продукт в «Майском утре» распределялся пропорцио нально: 1. Н атуральный, затем денежный, налог в пользу государства. 2. Зарплата коммунарам в виде натуральных выплат (шла в общий котел). 3. На воспроизводство основного капитала. Руководство коммуны было выборным и полностью подотчетным коллективу, и прежде всего коллективу. Коммуна совокупным своим продуктом участвовала в здоровых товарных отноше ниях. Шли годы, хозяйство крепло. «По комму- нарским полям пошел первый в районе трактор, — пишет новосибирец В. Яновский, — коммунары решительно механизировали все, что возможно было в то время механи зировать... Именно коммунары из «Майско го утра» после 1929 года, когда уже дава ло себя знать руководство сверху по шаб лону, активно ему сопротивлялись, отстаи вали свое право жить по законам самоуп равления, по экономически выгодному хо зяйственному расчету...»' ■ Опыт коммуны «Майское утро» и ее ду ховного вдохновителя ценен не только собственно экономическим поиском. «Горе бедному духом и тощему художественным смыслом перевороту, который из всего бы лого и нажитого сделает скучную мастер скую, которой вся выгода будет состоять в одном пропитании, и только в пропита нии»^. Опыт Адриана Топорова бесконечно ценен своим гуманистическим содержанием, оно исподволь высвобождалось и станови лось главным в жизни коммунаров. Вот один неброский пример. Топоров припоминает реплику мужика: «В «Жидов ской кувырколлегии» автора, может быть, и жалел евреев, а вышло так, что он над ними насмехается. А смеяться над нациями у нас теперь не положено»'*, — это высоко нравственное отношение к другим нациям Топоров воспитывал в своих соратниках ^и слушателях неустанно. В коммуне пристой но относились к верующим. Терпимо и сни сходительно прощали коммунары недостат ки товарищей. Благотворная атмосфера сказалась — крестьяне добровольно спешили на огонек керосиновой лампы в школу, добровольно читали и «судили» книги, добровольно соб рали денег и купили пятьдесят скрипок, добровольно играли в оркестре и на сцене... Социальная фантастика, не так ли? Что ж, если дела коммунаров «Майского утра» кажутся фантастическими, значит сегод няшний наш опыт много потерял из былого и нажитого. Подлинное народоправство, высвобождая творческую инициативу, рождает на свет праздники, и, наоборот, отсутствие условий для народоправства создает предпосылки для скучных мастерских. В сибирской коммуне «Майское утро» зажглось и воссияло. художественное нача ло, и дух человека восторжествовал над материальным. Не случайно опасным пока зался — с идеальной точки зрения — опыт коммуны ревнителям вульгарного материа лизма, и «Майское утро» было уничтожено, а Учитель отправлен за колючую проволо ку... Теперь вернемся на тулунскую землю. Обратимся к документам. В канун коллек тивизации два села —• Заусаево и Евгеньев на — загадывали свою судьбу. Вот позиция Заусаевского сельского совета от 5 октября 1929 года: «Пленум Заусаевского сельского совета одобрил постановление Высших органов власти о коллективизации нашего с/совета. Повести разъяснительную кампанию... иметь результат не менее 100 % всего на- селения»®. Как легко и просто решали свою долю заусаевцы. Неужто и горький опыт «Смыч ки» не пошел впрок?.. А евгеньевцы, после «доклада т. Сизых о решениях пленума Тулунского райисполко. Топоров А. «Крестьяне о писателях», издание третье, 19&6 г.. издательство «Советская Россия». ' «Сибирские огни», № 9, 1967 г. ^ Герцен А, И. «К старому товарищ у». Сочине ния в 9 томах. Москва, 1958 год, том 8. С. 405. * Н. Лесков. ^ «Крестьяне о писателях», С. 402. ' Тетрадь Мз 3 Архива.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2