Сибирские огни, 1989, № 7
Не то было в Афанасьеве. В Афанасьеве задолго до революции явился пророк, свой же, местный. Пророк носил обыкновенную косоворотку, подпоясанную веревочкой, и любил подзудить соседей, выйдя с книжкой в руке на скамейку. — Живете вы скушно,— говорил пророк и ласкал книжку, будто в ней таилось от кровение. Звали пророка Семен Петрович Зарубин. — Я в плену японском понял, как надо жить, — говорил он. — Сойтись всем и со обща пахать землю, урожай тоже сообща убирать. Пекарню, как в армии, сделать, чтоб бабы возле печи не толклись с утра до вечера. Калачи, булки, шаньги — кто что желает. И баню общую сделать... Афанасьевцы, слушая речи Зарубина, в этом месте дружно смеялись: — Сумасшедший ты, Семен! Как можно голыми ходить сообща? Как можно угодить на всех чужим хлебом? Как можно без сво ей земли жить нескушно? Семен Зарубин сердился и повторял; — Я в плену понял — в одном бараке спасенье, поврозь —■гибель. По справедливости отметим — тогда, в канун Октября, немногие внимали речам Зарубина; но судьба этого человека, пле ненного японцами в Порт-Артуре и томив шегося на чужбине, тянула к нему бедо вых мужиков. Судя по дальним теперь отголоскам, Се мен Зарубин читывал социал-демократи ческую литературу, знаком был с «Мани фестом Коммунистической партии». Война с Японией, нелепая и кровавая, подстегнула самосознание мужика. Вернувшись из пле на домой, Зарубин скоро утратил вкус к земле, ушел в Тулун, попросился на желез ную дорогу. «Чему на флоте выучился?» — спросили его. «Слесарить», — отвечал он. «Грамотен ли?» Зарубин бойко прочитал страницу из псалтыря и написал заявление: «Грамотен, потому прошусь в рабочие». Тогда, видя его смекалку, дали матросу задание изготовить пассатижи к обговорен ному сроку, по чертежику, и не отступать на долю миллиметра от чертежа. Семен ушел сконфуженный; но знающие люди отыскали мастера-старика. Старик за 12 рублей (немалые по тем временам деньги) согласился изготовить пассатижи и взял раскулачивании села Заусаева, точнее сказать — в разоре. Н. Воронов был учителем заусаевской школы в роковые 29—30—31 годы. «О распаде «Смычки» при всеобщем и гласном одобрении — это явная выдумка. Услышав такое в тридцатые годы, можно было бы определенно сказать: «явная провокационная кулацкая вы думка». Вот что далее говорит Н. Воронов: «В с. Заусаево была парторганизация, состоящ ая из трех человек: Милковский Андрей — председа тель сельсовета, Попов — сторож с ж елезнодо рожного переезда и Денисов Прохор — рабочий строительства элеватора... коммунисту Денисову Прохору было поручено организовать в селе сель скохозяйственную коммуну». А далее еще более саморазоблачительные дета ли сообщает автор письма; «Ко времени 30-х го дов в селе имелось 165 дворов, в основной массе состоящих из зажиточных хозяйств. И вполне понятно, что расширять и укреплять коммуну бы ло трудно, учитывая, что партячейка была слабой и кулацкие элементы во всем брали верх. Сколь ко пришлось первым коммунарам пережить и пе ренести насмешек и злословия от тех, кто был против коллективизации». Письмо свое Н. Воронов подписал: «ветеран войны и труда». Ч уж ая рука, каж ется, водила его пером. слово с Зарубина молчать пять лет. Зару бин поехал в Афанасьево, продал нетель и на вырученные деньги купил пассатижи. Так он вскоре объявился мастером при железной дороге, ему положили приличную зарплату, дали казенную избу. Стал Зару бин наезжать в родное село по выходным дням, не уставал пророчествовать о наро доправстве, но бесило матроса скептическое отношение односельчан к провидению его. Разгорелась раз полемика, проще сказать— перепалка, кто-то донес властям, и попал матрос под гласный надзор'. Жаль, погиб Семен Петрович Зарубин, не успев испытать задуманного на излом. Я так думаю — первую коммуну в Тулунском округе организовал бы Зарубин, и еще воп рос, погибла бы она до срока или устояла. Люди, одержимые идеей, голову несут на плаху, себя отдают по капле делу, и дело побеждает. Надолго ли побеждает, по есте ству ли,— вопрос особый и трепетный. Но вот пример сибирской же прописки, и точ- нехонько по теме нашего рассказа... Адриан Митрофанович Топоров в 1915 году круто изменил свою судьбу — попро сился добровольно учительствовать в село Верх-Жилинское Косихинского района Ал тайского края, ходил на Колчака и снова работал в неказистой избе, источавшей по утрам — когда протоплена печь — листвен ничный запах. Как Пахом Казакевич и Филипп Жигачев из Евгеньевки или как Семен Зарубин из Афанасьева, он обуян страстью зажить по- новому, но, в отличие от тулунских мужи ков, Адриан был зело начитан. Речь не о Марксе, собственно, не о Ленине (их книги Адриан читал в пору ученичества, из-под полы, правда, но с карандашом в руках)—■ знал Топоров основы естествознания и фи лософии, бухгалтерский учет и агрономию, он обладал гибким умом, видел перспекти ву. Он был в начавшейся эпохе не героем «на час», а кропотливым работником, гото вым шаг за шагом отдаваться затее и дово дить ее до ума. Уже в 1920 году фантазеры-энтузиасты из Верх-Жилинского под явным влиянием учителя создали коммуну «Майское утро». О коммуне-то я и хочу рассказать, особен ная она была. Если в наших селах выписы вали по одной газете на крестком или сель совет, то в «Майском утре» на полках не залеживались журналы по сельскому хо зяйству, ходили по рукам книги Докучаева, Костычева, Вильямса. При керосиновых лампах коммунары «Майского утра» создали подлинный уни верситет культуры на селе, равный которо му по глубине влияния на человека не уда лось повторить ни тогда, ни пятьдесят лет спустя. Ни в Сибири, ни в Европейской России. Да, так оказалось. Единовременно рож дались и умирали коммуны по всей Сибири, а «Майское утро» листало привычно к а лендарь и крепло год от году. Читая книгу «Крестьяне о писателях», можно восхититься исполненными мудрости речами крестьян, судивших непредвзято отечественную и мировую классику, можно ‘ Этот рассказ записан со слов ветерана кол хоза им ени,Зарубина, а потом имени Кирова,— Николая Илларионовича Белова, у р о ж е н ц а села Афанасьева. ‘
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2