Сибирские огни, 1989, № 7
А вообще занять чем-ниоудь молодежь тогда в Тулуне, по свидетельству того же Михаила Моценка, было нечем. Служили в конторах и в пожарной команде (не спас шей Тулун от огня), работали у кустарей, шили сапоги, катали валенки, варили мыло. Очень немногие умели пробиться на же лезную дорогу, к путейцам. Симптоматично — тогда по всей стране прошла эпидемия пожаров, видимо, невы сок был уровень организации техники безо пасности. Вблизи города имелись природные лес ные дачи Никитаевская и Мапутская, числи лись они за государственным лесничеством. Уездный исполнительный комитет («Уиспол- ком») летом 1923 года зафиксировал в письме: «Дачи эти не имеют никакого присмотра со стороны лесничества, в них произвольная вырубка исключительно на дрова... Дачи имеют ужасающий вид и во всякое время могут подвергнуться пожару». Уисполком ходатайствовал перед губис- полкомом о забронировании дач за городом. По селам прошли митинги — агитирова ли за подписку на выигрышный Золотой заем, во имя скорейшей помощи селу же в улучшении посевной кормовой базы. Продолжалась борьба с сибирской язвой и чесоткой. Любопытны цифры по агрономии — во всем уезде в 1923 году было 3 агроучастка, в каждом по одному агроному. На 1924 год планировалось иметь 5 агроучастков, в каждом по одному агроному и в 4-х из 5-и еще и по одному практиканту. А это медицина: число коек в уезде 12.5, врачей 6 , средний персонал в больницах — 40 человек. По уезду больниц — три, вра чебных амбулаторий — три, фельдшерских пунктов — тринадцать. В конце 1923 года завершилось укрупне ние волостей и уездов. Тулунский уезд ока зался поделенным на 5 районов. В собст венно Тулунский район входили волости: Тулунская, Перфиловская, Одонская, Икей- ская, Шебартинская, Шерагульская, Таи- гуйская. По таблице, приводимой ниже, мы пой мем, как были организованы сельсоветы и сколько взрослого народу проживало в 1923 году в интересующих нас деревнях, куда мы скоро вернемся. Сельсоветы Деревни Всего жителей (старше 18 лет) муж- 1 жен- чин 1 щин Курзанский д. Никит-аево, 353 247 (Никитаевский) хутор Сахтай, 43 35 хутор Порог, 42 39 д. Ермаки 201 102 Заусаевский (ранее сущ ество вал). д. Заусаево 343 363 Евгеньевский участок Евгеньевка 192 202 ( 1 ^а 1 Геё су щ ест^ - вал) участок Н атка 138 132 Афанасьевский (ранее сущ ество вал) д. Афанасьево 390 411 ИннокентьевскНй завод (ранее был сель совет, упразднен, передан Никитае- ву) 169 139 В Заусаеве было 132 двора, в Никитаеве 142 двора, в Афанасьеве (с заимками) — 161 двор, в Евгеньевне — 69 дворов (в со седней Натке 52 двора). Нет данных по ху торам Порог (неподалеку от Никитаева) и Дубрава (позже Красная Дубрава, непода леку от Заусаева)... Сохранился протокол Пленума Тулунско- го уисполкома, на котором с докладом вы ступил секретарь укома, то есть уездного комитета РКП (б), Воробьев: «Заслушав сообщение тов. Воробьева о последнем не слыханно дерзком вызове, брошенном нам Англией, Пленум Тулунского уисполкома и совещание Председателей волисполкомов горячо протестует против наглости империа листов и заявляет, что советский аппарат готов дать отпор против всяких покушений на советскую рабоче-крестьянскую страну». В 23-м же году был объявлен первый об щегражданский денежный налог для прове дения телефонной связи волостей с уездами, и тулунчане начали вносить суммы. И, наконец, в этом же году громыхнул гром: продналог, взимаемый до сего време ни мирно, вдруг повелели брать срочно и силой. Правда, силой не физической, а си лой экономической репрессии... Обращает на себя внимание поверхност ный характер идеологической работы в уезде. «Партийных ячеек в ту пору было мало, разве только в волостных центрах, да и были они не очень многочисленны. Вся тяжесть проведения различных кампаний ложилась на комсомол, — снова я цитирую воспоминания Михаила Моценка. — Кампа ний великое множество и, главным образом, они проводились зимой. Основной работой считали борьбу с самогонокурением. Уком оценивал деятельность ячейки по числу уничтоженных самогонных аппаратов и вылитых ведер сивухи». Вот и вся работа. Впрочем, тулунчане пытались заниматься театром, правда, ми нуя деревню. Михаил Моценок прямо приз нается: «Деревней занимались мало». И тут же впадает в противоречие, ибо ря дышком пишет: «Церковь преграждала д е р е в е н с к о й молодежи путь в ком сомол... Развертывались битвы... Сколько энергии, выдумки вкладывалось в комсо мольское рождество или комсомольскую пасху! Кто кого? Конечно, больше по душе были «революционные» методы: закрытия церквей, «молебствия», комсомольские ходы с карикатурами, прочие шумные деяния. Были и настоящие методы, действительно революционные, диспуты, дискуссии, анти религиозные вечера с участием учителей. Но они были на втором плане. В Тулун съехались семьи священников, лишенных приходов: Успенские, Синявины, Макушевы, Красиковы... В духовных семьях начался разлад... Управделами в укоме был бывший попович Михаил Макушев, великолепный певец, знаток службы. Связи у него были
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2