Сибирские огни, 1989, № 7
Не злорадствуя, слушали вскоре евгень- евцы рассказы про соседей. В Заусаеве колчаковцы подняли первым с постели Ваньку Завалина, подростка: «Веди по избам!» Ванька пробовал пустить слезу, а колчаковцы ему: «Аванса хочешь?» — и плеткой пригрозили. Повел их Завалин по Заусаеву. Войдут солдаты в дом, спра шивают молодых парней и верстают в свою армию. А незамужняя девка Дуня Лыткина (видите, снова встретилась нам фамилия Лыткиных) с испугу ничего про брата Егорку сказать не умела. Брат-то убежал на заимку, не хотел он к Колчаку идти. Тогда солдаты велят Лыткиной; «Ступай в сельскую». Так называлась сборная изба, где староста и писарь бумаги писали (стояла изба на том самом месте, где сей час медпункт новый для заусаевских жите лей построен). Девка пришла в сельскую, и другие женщины и мужики пришли. Поло жили Дуню на лавку, животом вниз, и д а вай нагайкой хлестать. Закрывала она ла дошкой мягкое место, ей палец переломи ли... В ту зимнюю ночь двадцать семь заусаевских жителей было опозорено эк зекуцией. Ваньку-то Завалина напоследок колча ковцы тоже выдрали'. Но смута — отошла, наступили-таки мир ные дни. В мирные дни наши села не запи рали ворота и жили в обнимку с округой: в Тулун и Шерагул ездили торговать и за керосином, в Иннокентьевский завод за спиртом; невест брали в соседних деревнях, а не только на месте. И посейчас живы те невесты. Рассказывает никитаевская Александра Ивановна Огнева (рассказ Александра Ивановна трижды прерывала для отдыха): — Родилась и выросла я тут, никогда никуда не уезжала. Родители мои Иван Васильевич и Фекла Никитична — негра мотные, но до работы жадные, жили мы не богато, но и не бедно. Еще до революции было у нас два коня, две дойных коровы, держали овец и птицу... Не знаю, повезло ли, нет, но у тяти время от времени ноги прибаливали, засту дил он их, так его на германскую не захо тели взять. Хозяйство наше и в войну не пошатнулось. Когда Ленин стал главным, брат Андрей, он 1896 года рождения, го ворит; «Пойду с большевиками, они по пути идут», — и ушел на самом деле. Через два года явился, в военной форме. Не корыст ная форма^ а все же видно — служивый. Стали дальше жить. Я-то ишо на воле бега ла, но к парням приглядывалась. Клуба тогда не было в деревне, летом сберемся до кучи, да в березник, а зимой на вечерку откупим дом у хозяев. Кто денежку поло жит, кто зерна принесет, вот и есть у нас гулеванное место на всю ночь, играем и поем, гармошку притащат — плясать пой дем парами. Работали много, машин не было. Но и плясали!.. А с нами увяжутся и женщины постарше, раньше слова такого «старухи» не было, не попрекали старостью; сидели и они, старые... На пасху строили качели. Поедут парни в лес, срежут на ’ Эпизод записан со слов очевидицы драмы, заусаевской старожительницы Елены Николаевны Дьячковой. * Не корыстная — значит, не очень красивая, изнош енная. стояки лесину, а сверху покладут матку. Сам.ч качели вязали из березин, через мат ку кольца пропустят, на кольцах качели к небу летят. Д а еще не одне построят, а три качели, чтоб девок катать. Девок в Ники- таеве хватало, по улице в ряд идут — одна другой краше. А то играли — парень кру тит веревку, а девки скачут. В лапту игра ли. Троица настанет — идем на горку варе ные яйца катать. А из изб пахнет пирогами. Малость пройдет ден после Троицы, тут Заговенье, теплынь на дворе, значит пора обливать водой старого и малого. Парни сговорятся, каку девку схватят, считай — в Курзанке, прямо в одежде по реке плы вет. Курзанка река знатная, где и конь не выплывет. На престольные праздники — в Николу' иль на Рождество парадное оде нешь, идем в церковь. У самой парни на уме, а стоишь, знамение кладешь. В другой раз Александра Ивановна, лукаво улыбнувшись, сказала; — А хочешь, расскажу, как мы долю свою загадывали?.. Открывай тетрадь и пиши. От Рождества до Крещенья две неде ли сроку, тут загадыванья и ворожба рядом идут. Замкнут девки прорубь на Курзанке и затаятся: кто придет ключ просить — в ту семью старшей из нас замуж идти. А ну как парень нелюбый — кручина поедом ест, будто и взаправду решенная моя судьба... Иль дрова с мороза принесешь, считаешь попарно поленья, одно полено лишнее, все, не позовут в невесты, быть мне одинокой... И так страстно заиграешься, что и катанок в ход идет: разуешься, да пустишь катанок через ворота, босиком выскочишь на улицу. Куда обутка носком лягет — в том краю жених грядущий живет, о тебе думает. Видно, в те годы все помыслы у девушки — пойти за хорошего парня, вот и колдуют. На Святки брали еще лучину, мочили в проруби — потом в баню, давай зажигать, у кого первой потухла, той и замуж идти. А после камень из бани берет та, кого лучи на указала, и к проруби. Опустит камень в студеную воду — шипит иль нет? Если зашипит камень, значит свекор со свекров кой злые будут... Похожее рассказала Евдокия Наумовна Овечкина, по мужуПерелыгина. Родилась Евдокия Наумовна на Иинокентьевском за воде. Никитаевский парень Логон Перелы- гин высмотрел Евдокию еще до войны ми ровой. На фронте он был ранен, рана дол го не заживала, он плотничал, прихрамы вая. Евдокия возила по селам барду (за копейки ее торговал завод — животину поить), а то дрова пз лесу прямо возом продавала. Познакомились Евдокия и Логон на за имке — полосы у родителей оказались ря дом. А поскольку у Наума Овечкина не ро дилось ни одного сына, мужскую работу выполняли дочери. Евдокия уже в 16 лет ходила за плугом. Каждый пашет свою по лосу — Логон свою, Евдокия свою, хочешь не хочешь, а познакомишься. Логон был красивый черноволосый па рень, и Евдокия была дородной девахой. Пожениться они не успели, хотя в 1913 году ей было восемнадцать лет, а Логону двад цать. А уж когда Перелыгин раненый вер нулся, сватать и не надо было, они наперед > Никола отмечался 6 октября. 5 Сибирские огни Мь 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2